Педагогика и образование » Методика формирования нравственных чувств у старших дошкольников средствами детской художественной литературы » Общая характеристика нравственных чувств детей дошкольного возраста

Общая характеристика нравственных чувств детей дошкольного возраста

Страница 2

Если обратиться к материалам исследователей, которые проводили беседы (с детьми пятого, шестого и седьмого года жизни), то просматривается интересная зависимость сформированности нравственных качеств от детских радостей, от условий семейного воспитания и от тех повседневных взаимоотношений, свидетелями и участниками которых являются сами дети в детском дошкольном учреждении, дома, в гостях. Поводы для их хорошего настроения и радости различны, но главное, что можно выделить особо, - это ощущение защищенности и общение ребенка со взрослыми и родителями в совместной с ними деятельности. Детей радуют совместный труд дома и в группе, совместные спектакли и игры, общие прогулки в лес, походы за ягодами, за грибами, на рыбную ловлю, посещение с папой или мамой кружков, библиотек, школ воскресного дня, проведение совместных с родителями праздников.

В детском саду дети, действительно, охотно делятся радостными чувствами о том, как в семье прошел праздник, что всем, и взрослым и детям, было весело. Их, например, радует мысль, что скоро в школу. Радует любое достижение, а если ребенка похвалили, то и в двойне. И это поднимает в маленьком человеке зародыши прекрасных желаний и побуждений, и чем чаще подобное состояние охватывает детский внутренний мир, тем вероятнее, что внутренние побуждения обратятся в неподдельные и чистые нравственные чувства.

И мы радуемся, когда ребенок, в шутку плачущей маме, протягивает конфету и гладит её по голове, когда ребенок кормит и жалеет собачку, встреченную на улице, помогает соседской старушке донести пакет пусть даже до лавочки. И радуемся ещё больше, когда ребенок постарше говорит сверстнику: «Нельзя драться, ведь другому можно сделать больно, а это не только некрасиво, а плохо». Мы радуемся, так как знаем, что это проявления доброты, заботы, участия и, возможно, проявления ещё более тонких чувств – нежности, жалости, ласки и любви. И не случайно Гегель сказал в свое время: «Нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство, а чувство, закрепляясь в психике ребенка, постепенно начинает побуждать его к нравственным поступкам».

Но можно услышать и такое: «Какая еще жалость? Она расслабляет! А современный человек должен быть сильным, мужественным. Да разве на жалости надо воспитывать маленького ребенка?». И как это ни странно, такие мнения не редкость. Не в таких ли рассуждениях прячется жестокость, озлобленность, а подчас даже ненависть? К.Д. Ушинский писал: «Существует убеждение, кажущееся для многих предрассудком, что злая кормилица вскормит и злого ребенка, но это и не совсем предрассудок. Конечно, злость не может передаваться через молоко, хотя молоко раздраженной женщины портит желудок ребенка, но злая женщина и обращается зло с ребенком и своим обращением, а не молоком сеет в нем семена злости или трусости. Не должно забывать, что первое понятие о человеке, которое впоследствии закрепляется словом, образуется в ребенке в бессловесный период его жизни, что на образование этого понятия имеют влияние решительно все первые человеческие личности, которые отразятся в душе ребенка и лягут в основу его будущих отношений с людьми. И счастливо дитя, если первое человеческое лицо, отразившееся в нем, есть полное любви и ласки лицо его добрейшей матери».

Достаточно много написано педагогами и психологами о детской жестокости, о безразличии маленького ребенка к сверстникам и взрослым, к страданиям и смерти животных, горю другого человека. А насмешки над физическими недостатками товарищей, издевательства над тихими и робкими детьми? Например, девочка с ожесточением бьет куклу: «Вот тебе, вот тебе, чтобы знала! Я только надела тебе чистое платье, а ты уже вся вымазалась!» Мальчик подбегает к ровеснице и с явным удовольствием дергает ее за косу и тут же за пояс. А обидные прозвища и словечки, подчеркивающие тот или иной физический недостаток, которые одни дети отпускают по поводу других детей. Это, к сожалению, нередко можно наблюдать во взаимоотношениях детей-дошкольников.

Учеными давно опровергнуто мнение, что нравственные качества врожденны, наследственно обусловлены, тогда, задумываясь над жестокостью детей, можно прийти лишь к одному выводу: возникновение у ребенка этой черты почти всегда отзвук соответствующей системы воспитания - грубости и физических мер наказания, унижающего и оскорбляющего тона, а также стиля поведения взрослых по отношению к ребенку и друг к другу. «Человек только тогда может сочувствовать общественному несчастью, - писал Ф.Э. Дзержинский, - если он сочувствует какому-то конкретному несчастью каждого отдельного человека». И в свое трагическое время, думая о каждом конкретном человеке, Ф.Э. Дзержинский успевал вспомнить о добром и фантастически прекрасном, в его душе жило прекрасное нравственное чувство - ощущение величия самой человеческой жизни в мироздании. Находясь в дали от родных мест, он писал в письме, обращенном к жене: «….Смотрит ли маленький Ясик, как ночью в немыслимой высоте сияют звезды?… ».

Взрослому, особенно педагогу, важно самому осознать - чем же человек может одарить мир и людей. И нам представляется, что стоит в век техницизма озадачить себя самой прекрасной из всех мыслей: мыслью о счастье иметь чувства, и о ещё большем счастье - пробуждать эти хорошие и добрые чувства в детях. Можно пойти и дальше, не просто пробуждать, а передавать их как можно подробнее, с широким спектром оттенков, помогая детям в дальнейшем эти чувства совершенствовать. Чтобы ребенок мог, даже купаясь в современном вещизме, и его ощущать и понимать правильно, точнее сказать, сам вещизм переживать как чудо. Да, рукотворное чудо мира. А создать это теплое море чувств - и есть дар человека человеку и одновременно чудо самой жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Теоретико-методологические основы педагогики Рудольфа Штайнера
Вальдорфские школы – это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель – развить природные способности каждого ребенка и у ...

Развивающие возможности методической системы, направленной на активацию познавательной деятельности
Рассмотрение путей повышения активности учащихся А.Я. Найн начинает с того элемента модели, который обычно только подразумевается, но, види ...

Эмпирическое исследование зависимости социометрического статуса дошкольников в группе от типа темперамента
Тип темперамента определяет динамические особенности индивидуального поведения дошкольника: скорость реакции, темп работы или общения ребён ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru