Педагогика и образование » Методика формирования нравственных чувств у старших дошкольников средствами детской художественной литературы » Общая характеристика нравственных чувств детей дошкольного возраста

Общая характеристика нравственных чувств детей дошкольного возраста

Страница 4

В современной жизни, наши дети также обладают повышенной нравственной чуткостью к добру и злу, к радости и любви, малодушию и мужеству. И не только потому, что они нутром, как у Я. Корчака все дети, чувствуют нашу искренность или не искренность, любовь или угрозу, помощь или равнодушие, а больше потому, что внутренний мир, именно ребенка-дошкольника, ещё чрезвычайно неустойчив и эмоционален. Нам известны переходы детей от безутешного страдания к бурной радости. Да и трудно представить себе равнодушным ребенка, ребенка, который не смеялся или не плакал бы, и вовсе не был бы чувствителен. Особенно чувствительны дети к отношению взрослых.

Хотя по своей эмоциональности дети, как и взрослые, существенно различаются. Одни огорчаются из-за всякого пустяка, другие сохраняют эмоциональное спокойствие в самых напряженных ситуациях. Здесь большое значение имеют особенности психики человека вообще. Люди с сильным типом нервной системы более устойчивы к разного рода неприятностям, более спокойны и не огорчаются из-за пустяков. Люди со слабой нервной системой более чувствительны к происходящим вокруг событиям, более ранимы, острее переживают и житейские неприятности. Сила или слабость нервной системы, конечно же, проявляются уже в детстве. Но ни в коем случае нельзя из этого делать заключение, что слабый тип нервной системы хуже, чем сильный. Каждый тип имеет свои достоинства и свои недостатки. Люди со слабой нервной системой отличаются всего лишь большей впечатлительностью, эмоциональностью, обостренной способностью сопереживания, они более подвержены влиянию искусства и литературы. Уже поэтому такие качества никак нельзя назвать недостатками. Напротив, они обогащают человека, делают его отзывчивее, внимательнее к людям, чутче к бедам животных, податливее в восприятии красоты мира, произведений искусства и литературы. А о важности именно этих качеств мы здесь и говорим.

Сама непосредственность и искренность детских переживаний, открытость души ребенка и его обостренная эмоциональность - всё это преимущества детства, рождающие в дальнейшем уникальные чувства человека и благородный образ его нравственности. Поэтому мы, взрослые (педагоги и родители), постоянно можем опираться на открытость и эмоциональность детей в формировании ещё очень многих нравственных чувств.

На такой благодатной почве у старших дошкольников формируются не только определенные личные, но общественные чувства, так как в этом возрасте у детей выявляется общественная направленность. Одно из таких чувств – чрезвычайно важное - чувство любви к своему Отечеству, оно формируется у дошкольников не сразу, а лишь в процессе накопления у них представлений об общественной жизни страны, о труде людей, о природе родины и т.д. Это очень сложное чувство: оно вырастает вначале из любви к своим близким, к друзьям, к родному дому, городу, краю, постепенно переносясь на разнообразные объекты реального пространства, т.е на всё то, что дети наблюдают в экскурсиях, поездках с родителями, и даже ежедневный приход в детский сад сопряжен с определенными впечатлениями ребенка о меняющемся окружающем мире и обществе. С каждым разом это чувство все больше захватывает детские мысли. Так, постепенно, перед детьми открывается уникальный смысл емкого понятия – Отчизна, сила любви к которой, в течение всей жизни согревает душу человека и простирает перед ним безграничные возможности для добросовестного труда, замечательных открытий, удивительных подвигов.

В самом начале данной исследовательской работы мы говорили, что необходимо постоянно заботиться и о том, чтобы дети как можно дольше не теряли свои истинно человеческие способности - дар детства, чтобы само детство было достаточно долгим. Для этого высокие человеческие природные качества должны наполняться тем жизненным содержанием, которое может стать ощутимыми точками опоры. Ребенок хочет иметь уверенность в жизненной целесообразности добрых проявлений человеческой природы. Без веры, без любви, без ощущения своей полезности человек жить не может, а ребенок - тем более. Ребенок шести-семи лет в основном радостен и активен, он хочет быть занятым, нужным. И наполняя его жизнь всевозможными занятиями (от чтения сказки о добре до настоящего мастерства в лепке или выполнения полезного для других детей поручения), можно сформировать трудолюбие, желание ответственно и добросовестно выполнять поручения старших, умение приходить на помощь, проявлять кроме отзывчивости, активности и инициативу, самостоятельность, доводить начатое до завершения.

В процессе воспитания трудолюбия, которое само по себе является нравственным качеством, происходит и расширение этого понятия, так как педагог использует различные формы организации трудовой деятельности детей, наполняет эту деятельность новизной за счет своего мастерства и новаторства. Это не только простые дежурства и определенные поручения, это по-особому спланированные трудовые занятия, занятия по другим видам деятельности, а также коллективная трудовая деятельность. В связи с этим у детей старшего дошкольного возраста начинается формирование настойчивости и целеустремленности, понимание необходимости труда в жизни людей и уважение к нему.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Возрастные особенности развития внимания у школьников
Развитие внимания у детей проходит постепенно. Произвольное внимание особенно интенсивно развивается в играх, где соблюдение правил игр требует от ребенка сосредоточенности и концентрации внимания. Развитию произвольного внимания способствует участие детей в других видах деятельности (учение, труд, ...

Воспитательная деятельность как фактор становления ценностных ориентаций учащихся
Сущность, структура воспитательной деятельности Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению ...

Основные причины недостатков социально-личностного развития слепоглухих детей
В результате ограниченности общения детей со взрослыми и между собой у слепоглухих возникает недоразвитие речи как средства общения, недостаточность представлений ребенка о явлениях социальной жизни и своем месте в ней. Негативное влияние на социальное развитие слепоглухих детей оказывает и пребыва ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.1128