Педагогика и образование » Методика формирования нравственных чувств у старших дошкольников средствами детской художественной литературы » Общая характеристика нравственных чувств детей дошкольного возраста

Общая характеристика нравственных чувств детей дошкольного возраста

Страница 3

Именно в старшем дошкольном возрасте дети начинают учиться абсолютно всему: звонить с мобильных телефонов, штудировать компьютерные игры, врываться, в огромный как жизнь, виртуальный мир Интернета. И начинают, как бы, общаться друг с другом не напрямую. Сидит малыш у себя дома, всецело поглощенный яркой, динамичной игрой, носится по просторам Интернета, а под его ушком ещё и телевизор с многоканальными передачами поет – вот, как будто, и весь мир, всё человечество рядом с ним, вот и желать, казалось бы, больше нечего. И мы, взрослые, и не спешим отрывать его от подобных занятий – не мешает, не балуется, не делает ничего дурного и хорошо, хотя нам все это чуждо, непонятно и порой даже страшно. Но вот тут – то, как раз, и важно начинать читать книжки по данным темам подходящие по возрасту, показывать и рассказывать ребенку в доступной форме, что эта замечательная техника и занятные «игрушки», фото, видео - капли человеческого гения, собранные в мощный поток информации, а живое общение и окружающее природное великолепие – сама человеческая жизнь, которую виртуальный мир никогда не затмит и не заменит. Поэтому, формируя важные для счастливой жизни, теплые, уникальные чувства, полезно чаще приглашать ребенка на самые разнообразные прогулки - в лес, к морю, на просмотры в музей, галерею, на знакомство с новыми книжками в библиотеку или даже в магазин различных игрушек, более близких к простой реальной жизни. И расширять, таким образом, представления ребенка о мире, природе, искусстве, литературе, других играх. Приглашать к нему сверстников и разрешать посещать с ними кружки любого мастерства. Радостная атмосфера того, что ребенок сам понял, сам узнал и сам сделал что-то, будет побуждать его не только к проявлению чувств, а и к активной деятельности. Ему захочется помогать взрослым, ухаживать за животными и растениями, иметь друзей среди старших и младших. Забота взрослого о ребенке помогает и развитию у него оптимистического характера, и таких чувств личности, которые проявляются потом в ответном добром отношении к людям, в уверенности в своих силах, в чутком и заботливом отношении к близким, сверстникам и всему окружающему миру. Начинают появляться и тончайшие оттенки этих чувств. Если ребенок думал раньше - помогу маме, а она меня похвалит и купит, что попрошу, то ребенок, познавший чуткость, заботу, участье, уже рассудит – помогу маме и сделаю ей приятное, чтобы она отдохнула или у неё осталось время вместе со мной посмотреть новый диск с фильмом и пойти потом вместе в рощу. И тогда совершенно не нужно будет нажимать на то, что всё происходящее на экранах безнравственно, недопустимо и это немедленно нужно устранить, как пишут многие авторы, особенно приверженцы религиозных течений. Пусть ребенок играет в компьютерные игры, радуется своим победам в грандиозных виртуальных сражениях, рассказывает о них своим любимым, понимающим его родителям, и увлечения ребенка больше не будут - так безнадежно чужды.

Прививая детям в различных видах деятельности чувства доброты, заботливости, участия, сопереживания, ощущения самой жизни как чуда, нам хочется видеть их ещё и смелыми, мужественными, справедливыми, честными и умеющими за себя постоять в любой жизненной ситуации. Эти нравственные качества воспитываются с раннего возраста в основном в играх и жизненных ситуациях. Игровые интересы в ходе игры вызывают проявление перечисленных нравственных качеств и их последующее расширение. В детских играх: игра «Плаванье на корабле» - капитан корабля проявляет смелость, спасая в бурю людей; игра «Самолеты» - летчик летит в грозу, чтобы доставить врача к больному, и проявляет при этом мужество и героизм; игра «Школа» - учитель учит детей быть честными друг к другу, беречь книги и хорошо учиться; «Война» - воин погибает за справедливость; «Граница» - пограничник стоит на страже рубежей страны, охраняя мир и покой людей. В таких играх дети не только налаживают контакты со сверстниками, приобретают организаторские способности, дружеские отношения и учатся коллективизму, что является важным для совместной деятельности и отношений в условиях детского дошкольного учреждения, но, играя в подобные сюжетно-ролевые игры, выполняя определенные роли, они обретают и сильные чувства, начинают понимать их значимость для себя лично. Постепенно приходит осознание того, что смелость и мужество потребуется в жизни, чтобы быть стойким перед невзгодами и в бедствии, а честность и справедливость, чтобы быть нужным и значимым для людей.

Но часто во многих детских играх, обычных и не совсем, отражается большой, взрослый мир как в сложном волнистом зеркале или в разбитой веслом воде: одновременно и странно и точно, незнакомо и узнаваемо. Отражается не только видимое, реальное, но и сама нравственная атмосфера жизни.

«И сколько в ребячьих играх горького сознания недостатков подлинной жизни, сколько мучительной тоски по ней!» - писал Я. Корчак – «Какой ребенок сменяет живую собаку на игрушечную? Какой ребенок отдаст настоящего пони за коня-качалку?» Корчак утверждал далее: дети – поэты, дети – философы. Поэты, потому что сильно радуются и сильно горюют, легко сердятся и крепко любят. Философы потому, что склонны с малых лет вдумываться в жизнь».

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Опытно-экспериментальная работа по использованию традиций народной педагогики как средства воспитания младших школьников
Опытно-экспериментальное исследование проводилось в школе № 24 г. Ефремов, в 4 «Д» классе, количество детей в классе 20 человек. Возраст детей варьировал от 10 до10,5 лет. (Данные смотрите в таблице №1.) Учитель Синицина Ольга Михайловна. Таблица №1. Список детей № п/п Имя Возраст 1 Роман Т. 10лет ...

Особенности психического развития детей с ранним детским аутизмом
Ранний детский аутизм – сравнительно редкая форма патологии. По данным L. Wing, распространение его составляет 2 на 10000 детей. Основными проявлениями синдрома, которые наблюдаются при всех его разновидностях, являются выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окруж ...

Основные правила для организации спортивной тренировки юношей и девушек
- Занимаясь силовыми упражнениями, соблюдайте общие методические принципы построения тренировочного процесса - Общефизическая подготовка – основ успеха в развитии силы. Поэтому. Включайте в тренировку упражнения на развитие выносливости, быстроты, гибкости, координации и точности движений, спортивн ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.0383