Воспитатель еще раз читает рассказ.
Заслушиваются пять-шесть пересказов.
«Жизнь дана на добрые дела»,— напоминает воспитатель детям пословицу. И добавляет: «Награда ожидает в жизни лишь того, кто трудится».
Занятие № 21
(для детей 6 лет)
«Жизнь дана на добрые дела»
(продолжение знакомства детей с литературой воспитательного значения - чтение детям: С. Маршак. «Рассказ о неизвестном герое»).
Цели:
познакомить детей шести лет с новым произведением,
формировать нравственные чувства (доброту, участье, сопереживание),
помочь им охарактеризовать главного героя рассказа,
вызвать желание быть похожим на этого скромного человека,
развивать у старших дошкольников чувство языка этого стихотворения.
Ход занятия
I. Вступление.
1. Воспитатель перед чтением произведения проводит небольшую (на 5—7 мин) беседу со старшими дошкольниками. Просит детей объяснить, что такое пожар, выясняет, понимают ли они, что это страшное бедствие. Уточняет, почему взрослые не разрешают маленьким играть со спичками, кто тушит возникший пожар. Обращает внимание дошкольников на слова загасить, затушить. Объясняет, что людей, проявивших отвагу на пожаре, награждают памятными подарками и специальной медалью. Поясняет, что такое памятный подарок. Спрашивает, как дети поняли смысл выражения «человек проявил отвагу».
II. Основная часть.
1. Воспитатель читает «Рассказ о неизвестном герое» сначала полностью, затем в отрывках (по двум-трем заявкам детей). Предлагает дошкольникам ответить на следующие вопросы:
— Стихотворение называется «Рассказ о неизвестном герое». Парень лет двадцати действительно герой? Почему он неизвестный герой? «Ищут пожарные, ищет милиция, ищут фотографы .» Кого ищут? Зачем ищут? Как выглядел парень, ехавший в трамвае? Как выглядел гражданин, вышедший из ворот обгоревшего дома?
Слушает высказывания и ответы детей.
2. Физминутка.
Затем дети выполняют физкультурные упражнения под руководством воспитателя.
III. Итог занятия.
Воспитатель объясняет, заканчивая беседу, что если бы парня нашли, то непременно бы наградили, поместили бы в газете его портрет. И он, конечно же, знал об этом, но уехал.
Воспитатель просит подумать, как можно охарактеризовать человека, который, делая добро другим, не рассказывает об этом, не хвастается.
«И мы тоже стараемся растить вас не только добрыми, смелыми, но и скромными». Слушает высказывания детей.
Занятие № 22
(для детей 6 лет)
«СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ПО ПОСЛОВИЦАМ»
Цели:
дать детям представление о назначении пословиц и поговорок, их отличии от художественных произведений,
учить осмысливать значение пословиц,
формировать нравственные представления, которые несут в себе пословицы,
формировать нравственные чувства, вызванные постижением смысла пословиц,
учить составлять по пословицам небольшие рассказы, сказки, отражающие это значение,
закреплять нравственные представления и чувства у детей.
Материалы к занятию: бумага, карандаши, пособие «Русские народные загадки и пословицы».
Ход занятия
I. Вступление.
1. Воспитатель спрашивает:
- Дети, вы знаете много сказок, которые сочинил народ. В сказках заключена народная мудрость. Они учат быть трудолюбивыми, добрыми. В сказках зло всегда наказывается. Народной мудрости нас учат также пословицы и поговорки. У народа на всякие случаи есть меткое слово — пословица. Пословицы и поговорки учат смелости, верности, дружбе, трудолюбию. В них нередко говорится о животных, а подразумеваются люди.
2. Воспитатель демонстрирует иллюстрацию из пособия.
- Кто здесь изображен? Легко ли им нести такую ношу? Почему? И пословица о том же говорит: «Дружно не грузно (значит, не тяжело), а врозь — хоть брось».
Когда, в каком случае о людях можно сказать такую пословицу? Придумайте об этом небольшой рассказ или сказку, а дома нарисуйте к сказке или рассказу рисунок. Дети самостоятельно должны выполнить это задание (рассказ на занятии, а рисунок дома).
II. Основная часть.
1. Воспитатель: - А теперь послушайте, какую я вам расскажу историю.
- В скверике присела на скамейку отдохнуть старушка. Рядом играли дети. На скамейке лежали их игрушки: потрепанный, без колес и стекол автобус, одноухий заяц без хвоста, чистенькая ярко-зеленая машина.
Посмотрела старушка на игрушки, потом на детей и сразу догадалась, что хозяин разбитого автобуса и зайца вон тот неряха в грязной рубашке, а хозяин чистенькой машины — мальчик в опрятном синем свитере. «Эх, — вздохнула старушка, - какие сами, такие и сани!»
Почему старушка так сказала? Как она догадалась, чьи игрушки были на скамейке?
Дети отвечают на вопросы, рассказывают сказки и рассказы, составленные по первому заданию
Воспитатель высушивает детей.
2. Воспитатель: - У народа есть много пословиц о том, что нужно быть трудолюбивым, уметь трудиться, что труд очень важен для человека. Какие пословицы о труде вы знаете? (Терпенье да труд – все перетрут!)
Организация проектно-творческой деятельности младших школьников как
социально-педагогическая проблема
В третье тысячелетие человечество входит с большими достижениями в области научно-технического прогресса, связанными с широким применением разнообразных технологий. Уровень современного производства определяют информация и творчество. Мировой опыт свидетельствует: из-за быстрой смены технологий за ...
Методологические основания изучения формирования нравственных представлений
и поступков у младших школьников в процессе внеклассного чтения
Проведя подробный анализ психологической и методической литературы, мы пришли к выводу, что проблема формирования нравственных представлений и поступков у младших школьников в процессе внеклассного чтения в настоящее время является крайне актуальной. Наш эксперимента проходил в три этапа: подбор ме ...
Особенности развития и педагогические принципы русской вокальной школы
Пение – один из самых доступных и естественных для человека видов исполнительской деятельности. Оно не только способствует развитию специальных вокальных способностей человека, певческой культуры, но и его общему и музыкальному развитию, становлению мировоззрения, формированию будущей личности. Реш ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.