Педагогика и образование » Методика формирования нравственных чувств у старших дошкольников средствами детской художественной литературы » Анализ и обобщение результатов опытно - экспериментальной работы

Анализ и обобщение результатов опытно - экспериментальной работы

Страница 27

Воспитатель еще раз читает рассказ.

Заслушиваются пять-шесть пересказов.

«Жизнь дана на добрые дела»,— напоминает воспитатель детям пословицу. И добавляет: «Награда ожидает в жизни лишь того, кто трудится».

Занятие № 21

(для детей 6 лет)

«Жизнь дана на добрые дела»

(продолжение знакомства детей с литературой воспитательного значения - чтение детям: С. Маршак. «Рассказ о неизвестном герое»).

Цели:

познакомить детей шести лет с новым произведением,

формировать нравственные чувства (доброту, участье, сопереживание),

помочь им охарактеризовать главного героя рассказа,

вызвать желание быть похожим на этого скромного человека,

развивать у старших дошкольников чувство языка этого стихотворения.

Ход занятия

I. Вступление.

1. Воспитатель перед чтением произведения проводит небольшую (на 5—7 мин) беседу со старшими дошкольниками. Просит детей объяснить, что такое пожар, выясняет, понимают ли они, что это страшное бедствие. Уточняет, почему взрослые не разрешают маленьким играть со спичками, кто тушит возникший пожар. Обращает внимание дошкольников на слова загасить, затушить. Объясняет, что людей, проявивших отвагу на пожаре, награждают памятными подарками и специальной медалью. Поясняет, что такое памятный подарок. Спрашивает, как дети поняли смысл выражения «человек проявил отвагу».

II. Основная часть.

1. Воспитатель читает «Рассказ о неизвестном герое» сначала полностью, затем в отрывках (по двум-трем заявкам детей). Предлагает дошкольникам ответить на следующие вопросы:

— Стихотворение называется «Рассказ о неизвестном герое». Парень лет двадцати действительно герой? Почему он неизвестный герой? «Ищут пожарные, ищет милиция, ищут фотографы .» Кого ищут? Зачем ищут? Как выглядел парень, ехавший в трамвае? Как выглядел гражданин, вышедший из ворот обгоревшего дома?

Слушает высказывания и ответы детей.

2. Физминутка.

Затем дети выполняют физкультурные упражнения под руководством воспитателя.

III. Итог занятия.

Воспитатель объясняет, заканчивая беседу, что если бы парня нашли, то непременно бы наградили, поместили бы в газете его портрет. И он, конечно же, знал об этом, но уехал.

Воспитатель просит подумать, как можно охарактеризовать человека, который, делая добро другим, не рассказывает об этом, не хвастается.

«И мы тоже стараемся растить вас не только добрыми, смелыми, но и скромными». Слушает высказывания детей.

Занятие № 22

(для детей 6 лет)

«СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ПО ПОСЛОВИЦАМ»

Цели:

дать детям представление о назначении пословиц и поговорок, их отличии от художественных произведений,

учить осмысливать значение пословиц,

формировать нравственные представления, которые несут в себе пословицы,

формировать нравственные чувства, вызванные постижением смысла пословиц,

учить составлять по пословицам небольшие рассказы, сказки, отражающие это значение,

закреплять нравственные представления и чувства у детей.

Материалы к занятию: бумага, карандаши, пособие «Русские народные загадки и пословицы».

Ход занятия

I. Вступление.

1. Воспитатель спрашивает:

- Дети, вы знаете много сказок, которые сочинил народ. В сказках заключена народная мудрость. Они учат быть трудолюбивыми, добрыми. В сказках зло всегда наказывается. Народной мудрости нас учат также пословицы и поговорки. У народа на всякие случаи есть меткое слово — пословица. Пословицы и поговорки учат смелости, верности, дружбе, трудолюбию. В них нередко говорится о животных, а подразумеваются люди.

2. Воспитатель демонстрирует иллюстрацию из пособия.

- Кто здесь изображен? Легко ли им нести такую ношу? Почему? И пословица о том же говорит: «Дружно не грузно (значит, не тяжело), а врозь — хоть брось».

Когда, в каком случае о людях можно сказать такую пословицу? Придумайте об этом небольшой рассказ или сказку, а дома нарисуйте к сказке или рассказу рисунок. Дети самостоятельно должны выполнить это задание (рассказ на занятии, а рисунок дома).

II. Основная часть.

1. Воспитатель: - А теперь послушайте, какую я вам расскажу историю.

- В скверике присела на скамейку отдохнуть старушка. Рядом играли дети. На скамейке лежали их игрушки: потрепанный, без колес и стекол автобус, одноухий заяц без хвоста, чистенькая ярко-зеленая машина.

Посмотрела старушка на игрушки, потом на детей и сразу догадалась, что хозяин разбитого автобуса и зайца вон тот неряха в грязной рубашке, а хозяин чистенькой машины — мальчик в опрятном синем свитере. «Эх, — вздохнула старушка, - какие сами, такие и сани!»

Почему старушка так сказала? Как она догадалась, чьи игрушки были на скамейке?

Дети отвечают на вопросы, рассказывают сказки и рассказы, составленные по первому заданию

Воспитатель высушивает детей.

2. Воспитатель: - У народа есть много пословиц о том, что нужно быть трудолюбивым, уметь трудиться, что труд очень важен для человека. Какие пословицы о труде вы знаете? (Терпенье да труд – все перетрут!)

Страницы: 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Еще по теме:

Организация обучения русскому языку младших школьников на основе учебного сотрудничества
На II этапе нашей экспериментальной работы мы предположили, что изменение характера педагогического взаимодействия (то есть организация учебного сотрудничества) в экспериментальном классе приведет к повышению эффективности обучения русскому языку младших школьников. Учитывая рекомендации по организ ...

Наглядность, как компонент развития внимания на уроках английского языка
В своей практике учителя английского языка стремятся использовать наглядность как стимулирование процесса усвоения материала, как дополнительное средство запоминания и сохранения информации, как яркий опорный сигнал, способствующий развитию таких способностей ребенка, как воображение, зрительная и ...

Методика восстановления речи при семантической афазии по М. К. Бурлаковой
М. К. Бурлакова отмечает, что для семантической афазии характерно как нарушение произвольного нахождения названий предметов, бедность словаря и синтаксических средств выражения мысли, так и трудности в понимании сложных логико-грамматических конструкций. Эти больные достаточно активны в процессе пр ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0103