Педагогика и образование » Методические аспекты ознакомления детей старшего дошкольного возраста с поэзией С.А. Есенина » Ознакомление старших дошкольников с произведениями С.А. Есенина

Ознакомление старших дошкольников с произведениями С.А. Есенина

Страница 12

Была тщательно изучена методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями Есенина. Были предложены методические разработки занятий по ознакомлению старших дошкольников с произведениями С.А. Есенина.

При ознакомлении с теоретическими материалами по теме нашего исследования нами были выделены следующие понятия: дошкольный возраст, ознакомление с поэзией, методика, восприятие поэтических произведений, формирующий этап, контрольная диагностика, на которые мы опирались в процессе написания дипломной работы.

Проблемой исследования творчества Есенина занимались такие ученые, как О.И. Никифорова, А.М. Левидов, А.А. Леонтьев, З.Я. Рез, Л.Г. Жабицкая, Л.Н. Рожина, П.М. Якобсон, М.М. Варшавская, Н.А. Демидова, М.Г. Качурин, Е.В. Карсалова и другие.

Проведенное исследование помогло сделать выводы, которые заключаются в следующем.

Поэзия Сергея Есенина занимает большое место в литературе благодаря своей многогранности, доступности, красочности, актуальности, которая не теряется со временем.

Мы не случайно обратились к поэзии Есенина, так как для качественного ознакомления детей с поэзией важную роль играет легкость восприятия произведения. Отличительная особенность есенинской цветописи - мажорность, четкость, импрессионистическая точность, осязаемость. Краски у него всегда живые, как все в природе; динамичные, соответствующие даже мгновению, времени суток и месяца; мелодичные, броские, звучащие, что кажется удивительным при почти элегической тональности его стихов.

В традиционной методике ознакомления детей дошкольного возраста с поэзией выделяются такие приемы, как чтение, прослушивание, заучивание стихотворений на память.

Мы пришли к выводу, что поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

Можно сделать вывод, что для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.

Для подтверждения гипотезы нашего исследования нами был проведен практический эксперимент, основанный на методике Молдавской. Эксперимент состоял из констатирующего и контрольного этапов. Нами было проведено 6 занятий, за основу которых брались следующие критерии: восприятие образов, понимание содержания, задумки автора, воспроизведение отдельных элементов поэтического произведения.

Основной критерий, позволяющий определить уровень восприятия произведения, - степень образной конкретизации и образного обобщения. Этот критерий, выдвинутый Н.Д. Молдавской, учитывает способность к восприятию художественного образа в единстве конкретного и абстрактного, индивидуального и типичного. Под образной конкретизацией понимается способность читателя на основе художественных деталей воссоздать в своем воображении целостный образ. Образное обобщение предполагает, что в конкретной картине человеческой жизни, описанной авторам, читатель видит обобщенный смысл, проблему, поставленную в произведении.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14

Еще по теме:

Трудовая деятельность, отношение к труду
Трудовая деятельность, отношение к труду - одна из основных сторон нравственной деятельности. В процессе трудовой деятельности формируются морально-волевые качества, в которых проявляются признаки положительного отношения к труду: трудолюбие, чувство долга, коллективизм, дисциплинированность, честн ...

Воспитание у восточных славян в 6-9 веках. Народная педагогика
Воспитание детей у восточных славян при первобытно-общинном строе в период с VI в. по IX в. осуществлялось через включение подрастающего поколения в трудовую, хозяйственную, бытовую, ритуально-обрядовую деятельность взрослых. Среди ритуалов и обрядов особенный педагогический смысл несли обычаи, свя ...

Нетрадиционные формы урока, способствующие развитию внимания учащихся при изучении английского языка
Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности - его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поко ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0112