Таким образом, объяснения детей проливают свет на характер их выбора, они показывают, что наиболее значимым признаком для них в делении объектов на живое и неживое является функциональный признак перемещения в пространстве. Причем некоторые дошкольники, хорошо различая естественное перемещение и искусственное (т.е. производимое под действием из вне), лучше и классифицируют объекты. Объяснения также показывают, что дети совсем или почти совсем не учитывают другие важные признаки наличия жизни, такие как необходимость питания, чувствительность, специфика строения.
Выполнение второго задания /"выбери всех животных"/ для детей оказалось легче. При отборе карточек дети "принимают" задачу и решают ее осознанно. Больше половины детей средней группы производят классификацию правильно. Выбор детей характеризуется полнотой. Дети без колебаний относят к животным представителей разных классов. Таким образом, выполнение задания способом выбора показало, что дошкольники хорошо отличают животных от других компонентов окружающего мира.
Перейдем к анализу детских объяснений. Материалы показывают, что объяснить свой выбор в этом задании детям оказалось труднее, чем в предыдущем задании. Большая часть детей сослалась на свой опыт. Их объяснения звучали так: "Я их видел в зоопарке"; "Лев как лев, ласточка как ласточка . я их знаю", "Я их узнал, мне мама про них рассказывала" и т.д. Значительная часть дошкольников никак не ответили на вопрос, хотя хорошо справились с выбором карточек. Незначительная часть дошкольников сделала попытку объяснить как они отличают животных от других объектов.
Среди признаков, на которые дети опирались в своих объяснениях, были названы следующие: 1) способность к передвижению ("Они ходят по траве, по деревьям, летают, прыгают ."; "Я узнал, потому что они прыгают, ползают, ходят, летают"; 2) некоторые особенности строения: наличие конечностей, кожного покрова и пр. («У них есть шерсть», «Потому что они стоят и у всех есть рты, а у цветов нет»); 3) ссылка на местообитания («Потому что они в лесу живут»; «Потому что они лесные»); 4) указание на то, что они живые («Потому что они живые», «Потому что они живые, только звери, а не люди»). Среди всех названных признаков наиболее существенными и действительно специфичными для определения животных являются признаки передвижения и строения (особенно, если указывается орган или часть тела, присущая всем животным, как, например, рот). Таким образом, правильных ответов, в которых бы дети выделяли существенные признаки понятия "животные" и опирались бы на них в своих объяснениях, оказывается немного. Этот результат сильно отличается от результата, отражающего выбор карточек, в котором значительная часть детей делают его правильно (т.е. четко отличают животных от растений и предметов). Такая разница между выбором и объяснением свидетельствует о том, что у детей среднего дошкольного возраста стихийно формируются отчетливые представления о животных, которые однако носят эмпирический характер.
Во второй серии экспериментов дети имели дело с натуральными объектами: животными (курица, лягушка, мышь, улитка, рыбы, жуки), растениями (бегония, кактус, традесканция, хлорофитум), предметами (стул, стол, лампа и пр.). Результаты выбора и объяснений детей подтверждают и развивают основные выводы, полученные в предыдущей серии. Дошкольники безошибочно выделяют растения, предметы. В нахождении животных дети проявили колебания. Крупных - указывали и называли сразу. Мелкие животные у части детей вызвали сомнение. Не причисляя улитку, жука ни к растениям, ни к предметам, дети не относили их и к животным.
Анализ ответов детей среднего дошкольного возраста показывает, что для значительного числа детей обобщенная формулировка вопросов оказалась трудной, и они не сумели на них ответить. Остальные же дети делали очень успешные попытки объяснить суть различия между животными, растениями и предметами.
Развитие творческого воображения и формирование
способности к наглядному моделированию на познавательных играх-занятиях
Изучая особенности смыслообразования психолог В.К. Вилюнас обнаружил что личностные смыслы существуют в двух формах: эмоционально-непосредственной и вербализованной (словесной). Вербализованная форма ‑ это осознание обозначение того, что придаёт смысл ситуации; эмоционально-непосредственная & ...
Значение коммуникативных навыков в формировании
личности школьников при изучении иностранного языка
Прежде всего, мы посчитали необходимым изучить теоретические основы проблемы развития коммуникативных навыков. Для этого мною были проанализированы работы различных авторов по данной проблеме в процессе изучения английского языка. Основной вопрос, волнующий психологов разных стран, - роль общения с ...
Функция, обратная косинусу
Областью значений функции y=cos x (см. рис. 2) является отрезок. На отрезке функция непрерывна и монотонно убывает. Рис. 2 Значит, на отрезке определена функция, обратная функции y=cos x. Эту обратную функцию называют арккосинусом и обозначают y=arccos x [2]. Определение Aрккосинусом числа а, если ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.