Таким образом, объяснения детей проливают свет на характер их выбора, они показывают, что наиболее значимым признаком для них в делении объектов на живое и неживое является функциональный признак перемещения в пространстве. Причем некоторые дошкольники, хорошо различая естественное перемещение и искусственное (т.е. производимое под действием из вне), лучше и классифицируют объекты. Объяснения также показывают, что дети совсем или почти совсем не учитывают другие важные признаки наличия жизни, такие как необходимость питания, чувствительность, специфика строения.
Выполнение второго задания /"выбери всех животных"/ для детей оказалось легче. При отборе карточек дети "принимают" задачу и решают ее осознанно. Больше половины детей средней группы производят классификацию правильно. Выбор детей характеризуется полнотой. Дети без колебаний относят к животным представителей разных классов. Таким образом, выполнение задания способом выбора показало, что дошкольники хорошо отличают животных от других компонентов окружающего мира.
Перейдем к анализу детских объяснений. Материалы показывают, что объяснить свой выбор в этом задании детям оказалось труднее, чем в предыдущем задании. Большая часть детей сослалась на свой опыт. Их объяснения звучали так: "Я их видел в зоопарке"; "Лев как лев, ласточка как ласточка . я их знаю", "Я их узнал, мне мама про них рассказывала" и т.д. Значительная часть дошкольников никак не ответили на вопрос, хотя хорошо справились с выбором карточек. Незначительная часть дошкольников сделала попытку объяснить как они отличают животных от других объектов.
Среди признаков, на которые дети опирались в своих объяснениях, были названы следующие: 1) способность к передвижению ("Они ходят по траве, по деревьям, летают, прыгают ."; "Я узнал, потому что они прыгают, ползают, ходят, летают"; 2) некоторые особенности строения: наличие конечностей, кожного покрова и пр. («У них есть шерсть», «Потому что они стоят и у всех есть рты, а у цветов нет»); 3) ссылка на местообитания («Потому что они в лесу живут»; «Потому что они лесные»); 4) указание на то, что они живые («Потому что они живые», «Потому что они живые, только звери, а не люди»). Среди всех названных признаков наиболее существенными и действительно специфичными для определения животных являются признаки передвижения и строения (особенно, если указывается орган или часть тела, присущая всем животным, как, например, рот). Таким образом, правильных ответов, в которых бы дети выделяли существенные признаки понятия "животные" и опирались бы на них в своих объяснениях, оказывается немного. Этот результат сильно отличается от результата, отражающего выбор карточек, в котором значительная часть детей делают его правильно (т.е. четко отличают животных от растений и предметов). Такая разница между выбором и объяснением свидетельствует о том, что у детей среднего дошкольного возраста стихийно формируются отчетливые представления о животных, которые однако носят эмпирический характер.
Во второй серии экспериментов дети имели дело с натуральными объектами: животными (курица, лягушка, мышь, улитка, рыбы, жуки), растениями (бегония, кактус, традесканция, хлорофитум), предметами (стул, стол, лампа и пр.). Результаты выбора и объяснений детей подтверждают и развивают основные выводы, полученные в предыдущей серии. Дошкольники безошибочно выделяют растения, предметы. В нахождении животных дети проявили колебания. Крупных - указывали и называли сразу. Мелкие животные у части детей вызвали сомнение. Не причисляя улитку, жука ни к растениям, ни к предметам, дети не относили их и к животным.
Анализ ответов детей среднего дошкольного возраста показывает, что для значительного числа детей обобщенная формулировка вопросов оказалась трудной, и они не сумели на них ответить. Остальные же дети делали очень успешные попытки объяснить суть различия между животными, растениями и предметами.
Семейное воспитание в развитии ребенка
В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье – это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, ка ...
Методы диагностики познавательного развития дошкольников
Цель диагностики – проверить сформированность познавательного развития дошкольников. Методика изучения и формирования познавательных интересов - вопрос в равной степени актуальный как для исследования проблемы, так и для практики обучения и воспитания. К методам исследования познавательных интересо ...
Анализ литературы по изучению социально-педагогического потенциала учреждения
дополнительного образования
Большинство учреждений дополнительного образования детей отличаются особыми, уникальными условиями организации педагогического процесса, психологическим климатом в коллективах, материально-техническим обеспечением, эстетическим вкусом, активностью участия в жизни города, региона, микросоциума и дру ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.