Для организации таких игр можно использовать неструктурированный игровой материал, который психологи, к сожалению, довольно редко применяют в работе с детьми данной категории. Это вода, песок, глина, разного вида пластилин. С таким игровым материалом ребенок косвенно выражает свои желания, эмоции, так как сам материал способствует сублимации. Более эффективной оказывается деятельность, если организуемые игры с таким материалом управляемые.
Для проведения реабилитационной работы хорошо включать структурированный игровой материал, который провоцирует детей на выражение собственных желаний, овладение социальными навыками, усвоение способов поведения. Для этого эффективным является использование человеческих фигурок, символизирующих семью, машин, предметов и кукол, наборов игрушек и т.д. Например, фигурки семьи, машины, постельные принадлежности провоцируют желание заботиться о ком-то; оружие — способствует выражению агрессии, телефон, поезд, машинки — использованию коммуникативных действий.
2. Арттерапия
Данный метод построен на использовании искусства, как символической деятельности. Применение этого метода имеет два механизма.
Первый направлен на влияние искусства через символическую функцию реконструирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение Выхода через переконструирование этой ситуации.
. Второй связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить реакцию переживания негативного аффекта по отношению к формированию позитивного аффекта, приносящего наслаждение. В работе с детьми социальный педагог, используя игротерапию, дополняет ее артгерапевткческими методами. Различают несколько видов арттерапии: рисуночнаая, основанная на изобразительном искусстве, библиотерапия, драмтерапия и музыкальная терапия.
В качестве терапии средствами искусства можно применять прикладные виды искусства. Можно порекомендовать задания на определенную тему с заданным материалом: рисунки, лепка, оригами и т.д. Детям предлагаются задания на произвольную тему с самостоятельным выбором материала. Рекомендуется использование уже существующих произведений искусства (картины, скульптуры, календари) для их анализа и интерпретации.
Можно также использовать сочетание некоторых видов работ, например, предложить ребенку репродукцию картины и попросить его скопировать ее, не ограничивая его творчество. И наконец, можно порекомендовать совместное творчество психолога и ребенка (лепку, рисование, вязание, вышивание и т.п.), предоставив ребенку большую самостоятельность в выполнении работы.
Показаниями для использования рисуночной терапии, по мнению О.А. Карабановой, являются: трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, имптульсивность эмоциональных реакций; эмоциональная депривация детей, переживания ребенком эмоционального отвержения и чувства одиночества; наличие конфликтных межличностных ситуаций, неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией,; повышенная тревожность, страхи, фобические реакции; негативная, низкая, дисгармокичная, искаженная самооценка, низкая степень самоприятия. По мнению О.А. Карабановой, “применение рисуночной терапии буквально незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, несформированности у ребенка коммуникативной компетентности.
Организация работы. Методы и приемы обучения. Формирование навыков учебной
деятельности
Занятия по математике проводятся еженедельно, начиная с сентября, в определенный день недели. Продолжительность занятий — 20 мин. На каждом занятии идет работа одновременно по новой теме и повторению пройденного. В средней группе необходимо ограничиться работой только по 2 темам. В отдельных случая ...
Теоретико-методологические основы педагогики
Рудольфа Штайнера
Вальдорфские школы – это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель – развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Они работают по принципу «не опережения» развития ребенка, но предоставления всех в ...
ДОУ в режиме развития
Режим развития – целенаправленный, закономерный, непрерывный, необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культуротворческой направленностью и постоянно расширяющимся потенциалом роста. Режим функционирования – процесс жизнед ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.