Процедура и инструкция: логопед просит внимательно рассмотреть картинки и назвать то, что изображено на одной из них, а затем на другой (перед учеником поочередно раскладывают пары картинок, которые он потом называет). «Скажи, это что» или «Это кто?».
Например: «Скажи, это что? (дерево - деревья, гнездо – гнёзда, ухо – уши, глаз - глаза, сосна - сосны, носок – носки). Скажи, это кто? (лев – львы, лиса - лисы)».
II. Употребление беспредложных падежных конструкций существительных.
Предлагаемая методика состоит из четырёх заданий.
2.1. Употребление существительных в винительном падеже единственного числа.
Игра «Кто подберёт больше слов?»
Цель: употребление винительного падежа (кто? что?) существительных с окончаниями – у,- ю, - а, - о, - е.
Материал исследования: картинки и слова (мяч, заяц, лиса, свинья, дерево, платье).
Процедура и инструкция: логопед последовательно раскладывает перед ребёнком картинки и предлагает назвать, кого (или что?) он видит на картинке. Например: ответ на вопрос, требующий постановки существительного в винительном падеже. Ответь на вопрос:
-Скажи, что ты видишь на картинке? (Я вижу на картинке мяч, платье, дерево).
-Скажи, кого ты видишь на картинке? (Я вижу на картинке зайца, лису, свинью).
2.2. Употребление существительных в родительном падеже единственного и множественного числа.
Игра «Что без чего?»
Цель: употребление формы родительного падежа (кого? чего?) существительных единственного числа с окончаниями – а/я, - и/ы, и множественного числа с окончаниями - ов/, - ей.
Материал исследования: картинки с недостающими частями предметов: чайник без (ручки), гайка без (шайбы), машина без (колеса), кукла без (платья), петух без (гребешка), рука без (пальца), велосипед без (педалей), рыба без (плавников), дерево без (листьев) (рис. 7, 8. см. «Приложение 1»).
Процедура и инструкция: логопед объясняет ребёнку, что художник не успел дорисовать картинки и задает вопрос: «Что без чего?». «Кто без чего?». Ребенок отвечает на вопрос.
Например: чайник без…(чего?) ручки, гайка без…(чего?) шайбы, машина без…(чего?) колеса, кукла без…(чего?) платья, петух без . (чего?) гребешка, рука без . (чего?) пальца, велосипед без (чего?) педалей, рыба без (чего?) плавников, дерево без (чего?) листьев.
2.3. Употребление существительных в дательном падеже единственного и множественного числа.
Игра «Кому что нужно?»
Цель: употребление форм дательного падежа (кому? чему?) существительных единственного числа с окончаниями – у/ю, - е и существительных множественного числа с окончаниями - ам/ - ям.
Материал исследования: две серии картинок: 1 серия - заяц, еж, конь, коза, корова, кошка, собаки, воробьи; 2 серия - морковка, яблоко, овес, капуста, сено, рыба, мясо, хлеб.
Процедура и инструкция. Ребенку предлагается посмотреть на 1-ю серию картинок. «На этих картинках изображены животные. Дадим корм животным. Для этого надо вспомнить, кто что любит». Далее предлагаются по одной картинки 2-й серии. Логопед задает вопросы: «Кому дадим морковку? и т.д.». Например:
-На этих картинках изображены животные. Дадим корм животным. Для этого надо вспомнить, кто что любит.
Например:
Заяц любит морковку. Морковку дадим зайцу.
Ёж любит яблоко. Яблоко дадим ежу.
Конь любит овёс. Овёс дадим коню и т.д.
2.4. Употребление существительных в творительном падеже.
Игра «Скажи, не ошибись?»
Цель: использование форм творительного падежа (кем? чем?) существительных с окончаниями – ом/ - ем, - ой, - у (ю) и множественного числа с окончанием – ами.
Место дидактической игры в развитии дошкольников
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность. В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось 2 направления использования игры в воспит ...
Описание
игровых методик, применяемых на уроках информатики
В данном параграфе приводятся фрагменты уроков с использованием игровых элементов. Рассмотрев игровые элементы, применяемые на уроках информатики, необходимо уточнить, на каком этапе урока нужно применять ту или иную игру. Опишем фрагменты урока с применением перечисленных выше игровых элементов. И ...
Общая характеристика задержки психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) - это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и в ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.