Педагогика и образование » Воспитание согласованных действий у детей шестого года жизни в строительной игре и на занятиях по конструированию » Изучение уровня проявления согласованных действий у детей шестого года жизни в процессе строительной игры

Изучение уровня проявления согласованных действий у детей шестого года жизни в процессе строительной игры

Страница 4

Вторую группу составили дети, не принимавшие другого в общность с собой. В ситуации взаимодействия они рассматривали подражающего как "плохого". Они стремились к тому, чтобы самим строить, и избегали становиться в позицию подражающего. Находясь в активной роли, они строили отдельно, не обращая внимания на то, что происходит у другого, считая, что ошибки партнера это не его ошибки, а ошибки, свидетельствующие о том, что другой плох, а он хорош. Когда же они сами оказывались в ситуации подражания партнеру, они особенно не заботились о сходстве своего рисунка с рисунком другого, порой просто начинали строить что-то свое, высмеивая партнера. Как видим, налицо отсутствие совместности, общности, согласования.

Среди детей второй группы, не включавших другого в совместность с собой, выделились такие (первая подгруппа), которые активно отвергали действия партнера и его самого, они стремились поставить партнера в ситуацию неуспеха и сказать ему, как он плох. Сами же, оказавшись в ситуации неудачи, оправдывали свои ошибки и реагировали агрессивно и разрушительно по отношению к партнеру, вплоть до отказа от игры. Здесь способы взаимодействия с партнером разрушают общность в силу того, что ребенок не умеет справляться с трудностями в деятельности, возникающими у него самого и другого.

Дети второй подгруппы, не включившиеся в общность, просто строили сами по себе, никак не реагируя на другого. Такие дети не воспринимали его ни как успешного, ни как неуспешного. Когда они строили свой узор, то не заботились о том, что получилось у другого. Повторяя же за партнером, они не стремились к сходству с оригиналом, переходя к построению чего-то своего. На вопрос: как строить лучше, когда ты за ним или он за тобой? отвечали просто: Хорошо. Дети этой подгруппы избегали оценок себя или партнера, они не обнаруживали также и способов предъявления собственной активности партнеру, как и способов исправления ошибок.

Таким образом, выделились разные формы поведения у детей, включавших и не включавших партнера в совместную деятельность. Чтобы такие дети начали включать другого в общность, а "включавшие" освоили конструктивные способы взаимодействия с партнером, мы дополнили инструкцию требованием, которое соответствовало поведению детей, умеющих включать партнера во взаимодействие. Это требование адресовалось ребенку следующим образом: "Если Б ошибется и что-либо построит неправильно, то А прекращает строить до тех пор, пока Б не построит все как у А". Это требование прерывало сложившийся способ общения и создавало пространство, в котором дети искали новые способы взаимодействия. Любая ошибка рассматривалась экспериментатором как обоюдная: "У вас не получилось", что подчеркивало общность партнеров. Таким образом создавалась ситуация разрыва, в которой детям необходимо было построить новые способы общения.

Далее, в процессе исследования, было решено изучить по каким критериям дети выбирают себе партнера для общения. Результаты этого исследования фиксируются в таблице 4.

Таблица 4 - Распределение критериев выбора партнера для общения среди детей шестого года жизни (экспериментальная группа, констатирующий этап)

№ п/п

Ф.И. ребенка

Общее положительное отношение к сверстнику

Выделяют положительные качества

Интерес к совместной деятельности

Выделяющие дружеские отношения

Уровень

1

Саша К.

+

низкий

2

Дима О.

+

низкий

3

Марина П.

+

средний

4

Ира И.

+

высокий

5

Денис В.

+

низкий

6

Оксана М.

+

низкий

7

Света Н.

+

низкий

8

Даша В.

+

низкий

9

Настя С.

+

средний

10

Даша О.

+

средний

11

Сережа Т.

+

низкий

12

Миша У.

+

низкий

13

Сережа М.

+

средний

14

Толя С.

+

высокий

15

Илья Ч.

+

низкий

16

Коля А.

+

низкий

17

Наташа Л.

+

средний

18

Ира З.

+

средний

19

Галя З.

+

высокий

20

Вероника Ж.

+

высокий

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Педагогические идеи И.И. Бецкого по созданию государственной системы образования
Екатерина II начала в 1762 году свое царствование с обещания улучшить государственные законы и положения различных сословий. Она состояла в переписке с французскими просветителями, которых приглашала участвовать в разработке и осуществлении проектов организации народного образования, обещала улучши ...

Современные подходы к изучению дисграфии. Классификация
Л.Г. Неволина дает следующее определение: «Дисграфия - частичное расстройство процесса письма, проявляющееся в специфических и стойких ошибках, обусловленное несформированностью или нарушением психологических функций, обеспечивающих процесс письма». Дисграфия у детей - это, в большинстве случаев, ч ...

Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование — одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. Но прежде чем использовать имеющиеся резервы, необходимо подтянуть детей до нужного уровня готовности к обучению. С ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0189