Результаты показывают, что в экспериментальном классе объем текста, написанного учениками классов имеет незначительный разностный показатель (0,7% учеников меньше, чем в контрольном классе верно выполнили работу). По таким критериям как «Распространенность предложений», «Связь между предложениями», «Последовательность текста», «Связь между словами» также показатели верно выполненного задания близки, что свидетельствует о доступности таких видов работ обучающимся обоих классов.
Однако коэффициент раскрытия темы значительно ниже в экспериментальном классе (35,7%), что на 21,4% ниже, чем в контрольном классе; на 14,3% ниже показатель «Замена значений». Это говорит о том, что обучающиеся экспериментального класса отстают в речевой развитии, т.е. испытывают затруднения в словарном работе и понимании идеи текста.
Результаты исследования (в соответствии с рисунками 2 и 3) показывают, что в контрольном и экспериментальном классах 15% испытуемых имеют высокий уровень развития письменной связной речи, 58% в экспериментальном классе и 50% в контрольном классе находятся на среднем уровне развития, 28% к экспериментальном и 35% в контрольном классах имеют низкий уровень развития письменной связной речи. Общая картина развития речи испытуемых примерно одинаковая.
Таким образом, диагностика уровня развития связной письменной речи обучающихся экспериментального и контрольного классов показывает, что на данном этапе исследования, обучаясь по разным учебникам, достигли фактически одинакового уровня. Однако качественные характеристики по отдельным критериям показывают отличия в готовности к письменной связной речи данных классов, что поможет в проведении формирующего эксперимента.
Формирующий эксперимент проходил с января 2009 года по март 2009 года (8,5 недель). На данном этапе проводились уроки русского языка, направленные на развитие речи обучающихся. Следует отметить, что некоторые упражнения включены в комплекс по развитию речи как из материалов учебника, так и дополнительных источников (согласно данным таблицы 17).
Таблица 17 - Упражнения по развитию письменной связной речи.
№ |
Вид упражнения |
Источник |
Частота применения |
1 |
Работа над каллиграфическим навыком |
Доп.материал |
ежедневно |
2 |
Словарная работа |
Учебник |
Ежедневно |
3 |
Работа с пословицами, загадками и скороговорками |
Учебник + доп. материал |
Ежедневно |
4 |
Составление слов, предложений |
Учебник |
ежедневно |
5 |
Полные ответы |
Учебник |
ежедневно |
6 |
Фонетический диктант |
Доп.материал |
1 раз/нед |
7 |
Заучивание наизусть |
Учебник |
1раз/мес |
8 |
Редактирование предложений |
Учебник |
ежедневно |
9 |
Списывание |
Учебник + доп.материал |
ежедневно |
10 |
Озаглавливание текстов |
Учебник + доп.материал |
2 раза/мес |
11 |
Игры |
Доп.материал |
2 раза/мес |
12 |
Изложения |
Учебник |
1 раз/мес |
13 |
Сочинения |
Учебник + доп.материал |
1 раз/мес |
14 |
Пересказ (уст.) |
Учебник + доп.материал |
1 раз/нед |
15 |
Словарный диктант |
Доп.материал |
2 раза/мес |
16 |
Анализ прочитанного |
Доп. Материал |
1 раз/нед |
Закрепление знания о взаимно-обратных отношениях между числами
Детей 6—7 лет знакомят не только со связями, но и с отношениями между смежными числами (на сколько одно из смежных чисел больше или меньше другого). От упражнений в сравнении численностей множеств предметов, выраженных смежными числами, они переходят к сравнению чисел без опоры на наглядный материа ...
Сущность понятия «речевые умения»
Речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детски ...
Формы и методы краеведческой работы с детьми
Одной из составляющих системы школьного краеведения являются организационные формы обучения. Существует три направления работы с учениками: Учебное (уроки, факультативные занятия) Внеурочное (занятия в краеведческих кружках, группах) Внешкольное (центры туризма и отдыха, дома школьников, центры эст ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.