Таким образом, по сравнению с результатами исходной диагностики постановки голоса у подростков, средние уровневые показатели изменились следующим образом:
низкий уровень постановки голоса уменьшился с 52,2 % до 29,2 %;
средний уровень постановки голоса возрос и стабилизировался с 37,5 % до 44,2 % учащихся;
высокий уровень постановки голоса вырос с 8,3 % до 26,6 %.
Сравнивая исходный и конечный уровень постановки голоса, в процессе опытно-экспериментальной работы можно выявить динамику роста исследуемых качеств (увеличение группы высокого уровня, стабилизация группы среднего уровня, резкое сокращение группы низкого уровня) при одновременной организации правильной работы голосового аппарата учащихся, с учетом требований по охране голоса.
Анализируя данные, полученные в ходе педагогического эксперимента можно также отметить следующее.
Решение всех перечисленных задач вокальной работы осуществляется относительно одновременно и представляет собой комплексный процесс. Поскольку певческие навыки, которые при этом формируются, суть рефлекса, то не следует стремиться к большому разнообразию комплекса упражнений, используемых для регулярной тренировки, но и небольшое их количество должно обязательно быть выстроено в определенной последовательности. Таким образом, важно не количество используемых упражнений, а их определенная последовательность при постепенном усложнении в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, насыщенности и разнообразия тембра, подвижности голоса, а также формирования специфических вокальных навыков, что обосновано и проверено в рамках русской вокальной школы.
Постепенность, продвижение от простого к сложному должны стать основными принципами в работе над качеством певческого звука, в процессе постановки голоса у учащихся разных возрастных групп.
Комплексное использование методик русской вокальной школы, опирающихся на единство развития вокально-технических навыков и выразительности исполнения, обеспечивает эффективность и оптимальность процесса постановки певческого голоса.
В качестве дополнительного критерия для контрольной заключительной диагностики уровня и качества постановки голоса нами был выбран критерий отношения к певческой деятельности. Мы оценивали его по параметрам: интереса и внимания на музыкальном занятии; готовности к выполнению вокального задания любой сложности; инициативы (спонтанного пения во внеурочное время); элементарного творчества (импровизации, сочинения).
Проведенная диагностика по данному критерию подтвердила правомерность избранного пути постановки голоса для разных возрастных групп учащихся с использованием методик русской вокальной школы и необходимость его дальнейшей разработки в теоретическом и практическом аспектах.
Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы показали значительную динамику повышения качества постановки голоса у учащихся по всем выделенным нами критериям: умению воспринимать характер вокального звучания и качество вокального исполнения; образному мышлению, качеству воспроизведения (вокального исполнения).
Уроки, направленные на установление межпредметных связей
В современных условиях обучения иностранному языку в средней школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных общедидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями ши ...
Аксиологические основания образования
В структурно-функциональном понимании общества четко разделяется социальная и культурная сферы. Сфера культуры с ценностями в центре организует социальную структуру вокруг своих норм. Эта специфика проявляется и на уровне личности. Дробление психического «Я» у современного человека связано с дискре ...
Общая характеристика нравственных чувств детей дошкольного возраста
Чувства у детей возникают как результат определенных переживаний. Под влиянием новых переживаний чувства могут изменяться и совершенствоваться. Переживания чаще всего возникают в процессе восприятия, осознания или волнения. Например, осознание ребенком нехорошего поведения сверстника; волнение, свя ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.