II этап – формирующий. На данном этапе проводились уроки в нестандартной форме, а также отдельные виды работы в нестандартной форме.
III этап – контрольный. Ставил своей целью проверку уровня развития креативности учащихся школы. Данный этап предполагал анализ результатов, полученных в ходе эксперимента, повторное анкетирование учащихся, беседу с учителями, оформление выводов по исследованию.
Методы исследования:
1. Анализ календарно-тематического и поурочного планирования по математике учителей начальных классов МБОУ СОШ №4 г. Новосибирска.
2. Анализ учебной литературы.
3. Беседа с учителями начальных классов.
4. Тестирование и анкетирование учащихся.
5. Изучение этапов подготовки и проведения нестандартного урока.
6. Анализ полученных результатов.
Описание и анализ констатирующего этапа эксперимента.
1). Изучение и анализ рабочей документации учителей МБОУ СОШ №4 г. Новосибирска.
Были изучены календарно-тематические и поурочные планы с целью выяснения, какие средства используются для развитии креативности учащихся, какое место отводится нестандартным приемам обучения в учебном процессе, какая предварительная работа организуется в ходе подготовки нестандартных уроков.
Анализ планов позволил выявить следующие аспекты работы в процессе обучения:
– основной формой обучения математике является урок;
– в основном проводятся стандартные уроки;
– в планах представлены различные нестандартные формы уроков (урок-путешествие, урок-сказка и т.п.);
– в планах отражена предварительная подготовка к каждому нестандартному уроку;
2). Анализ учебной литературы.
Анализ учебников показал, что развитие креативных способностей не является основной целью обучения и, следовательно, в них не отведено достаточного времени на обеспечение должного уровня развития творческого мышления, творческого воображения и применения методов творчества в процессе выполнения творческих заданий. Содержащиеся в учебных курсах творческие задания в основном относятся к «условно творческим», большая часть заданий направлена на развитие интуиции учащихся, нахождение нескольких вариантов ответов. Творческая деятельность детей ориентирована на использование преимущественно методов перебора вариантов, морфологического анализ, аналогию, моделирование, ресурсный подход, некоторых приемов фантазирования, но программы не предусматривают развития креативных способностей учащихся через целенаправленное обучение выполнению творческих заданий с помощью данных методов. Отметим также, что в учебный курс не включены открытые задания, содержащие противоречия, и не предполагается обучение выполнять такого типа творческие задания.
3). Беседа с учителями-участниками эксперимента и анализ результатов.
Во время эксперимента была проведена индивидуальная беседа с учителями с целью выяснения их отношения к вопросу использования нестандартных уроков как средства развития креативности учащихся. Учителя охотно вступали в беседу, давали развернутые ответы на вопросы. (таблица 1)
Основные понятия активных форм обучения
Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ученику необходимо войти в этот мир. Одна из главных проблем современного обуче ...
Логопедический массаж как одно из средств коррекции дизартрических
расстройств
Система логопедической работы с детьми при дизартрии предусматривает комплексный характер. Одним из средств коррекционного воздействия является логопедический массаж. Логопедический массаж имеет своей целью не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляцию проприоцептивных ...
Девиантное поведение, сущность и причины
Девиантное поведение обычно трактуется как «поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества». В учебном пособии по социальной педагогике под редакцией М.А. Галагузовой отмечается, что девиации включают в себя девиантное (нарушение соответствующих во ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.