Педагогика и образование » Технологии воспитания в современной школе: управленческий аспект

Технологии воспитания в современной школе: управленческий аспект

Страница 4

В эпоху октябрятско-пионерско-комсомольской жизни наличие в школе так называемых органов ученического самоуправления в виде совета дружины, комитета комсомола, учкома не обсуждалось и не вызывало никаких споров – оно было неотъемлемой частью общественной жизни любой школы. Члены тогдашних органов самоуправления в основном выполняли инспекторские функции (контролировали, проверяли, вызывали и т.д.), хотя в хороших и по-настоящему интересных школах они вместе с тем были организаторами интересных и нужных дел.

Когда начавшаяся перестройка всего и всех вторглась в детско-юношескую школьную жизнь, ученическое самоуправление как-то раз «скончалось» вместе с пионерской и комсомольской организациями, и какой-то период оно как бы и не требовалось. Воспитательную деятельность (там, где она ещё была) продолжали осуществлять классные руководители, рядом с которыми всегда были два-три помощника из учеников класса, и в общем-то отсутствие органов ученического самоуправления никого не волновало. На какое-то время в образовательных учреждениях воцарился вакуум.

В последние годы о воспитании снова вспомнили и заговорили во весь голос. И не случайно: стратегические устремления школы, направленные на формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в достойном обществе, потребовали воспитания и развития у обучающихся таких качеств, как творческая инициатива, умение ставить цели и достигать их, самостоятельность в решении личных и общественных проблем, ответственность за себя и за других.

И тут на первый план в воспитании этих качеств снова выходит ученическое самоуправление. В школах опять появились учкомы, старосты, различные советы. Появились и новые формы ученического самоуправления: рефередумы, парламенты, школьные думы и др.

Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. Самоуправление должно способствовать формированию саморазвивающейся личности, воспитывать у школьников демократическую культуру, гражданственность, стимулировать ребёнка к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования как своей личности, так и общества, Отечества.

Органы самоуправления в школе нужны. Все: и обучающиеся, и учителя – должны быть уверены, что каждый может влиять на общественную жизнь, участвовать в планировании, разработке, проведении и анализе общих дел.

При этом необходимо принятие педагогами следующих принципиальных основ детского самоуправления:

Смысл детского самоуправления состоит не в том, чтобы дети включались в существующие пирамиды руководства – исполнения, а в том, чтобы они приобретали личный опыт демократических отношений и формы его осознания.

Школьное самоуправление – не специальная детская деятельность «по управлению», но режим протекания совместной и самостоятельной деятельности школьников, обеспечивающий необходимую динамику демократических, событийных отношений в детской среде; задающий реальные возможности гражданского и личностного самоопределения.

Детское самоуправление вырастает вокруг подготовки и реализации событий школьной жизни.

Возникновение системы внутришкольного самоуправления – явление высокого уровня сложности, результат длительной работы педагогического и ученического сообществ по определению элементов, связей, качеств системы. Невозможно «строить» систему детского самоуправления, её можно лишь «выращивать».

В ситуации самоуправления детей педагоги не могут регламентировать межличностные, межвозрастные, внутри- и межгрупповые отношения. Однако диагностировать их состояние, проблематизировать деятельность, в которой складываются эти отношения, оказывать помощь и поддержку тем детям, которые нуждаются в укреплении собственной самоуправленческой позиции, - профессиональная обязанность педагога как воспитателя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Понятие личности ребенка в аспектах нормы
Сразу же следует оговорить, что сложность в определении понятия «норма» не только терминологическая, но и содержательная. Важно помнить, что норма – это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действит ...

Цель, задачи, принципы деятельности социального педагога коррекционной школы по формированию здорового образа жизни воспитанников
Целью деятельности социального педагога специального учреждения по формированию здорового образа жизни является помощь детям с ограниченными возможностями в процессе их здоровой социализации. Данная цель достигается через решение следующих задач: изучить развитие личности в условиях ограничения воз ...

Театрализованная игра как один из видов игр дошкольников
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается её внутреннее содержание. Основное значение игры, связ ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0218