Педагогика и образование » Технологии воспитания в современной школе: управленческий аспект

Технологии воспитания в современной школе: управленческий аспект

Страница 5

Подлинное самоуправление должно отличать:

участие в нём большинства ребят, а не узкого круга актива и группы учителей;

оно не мыслится без поддержки педагогов, без сотрудничества с учителями;

оно должно быть таким опытом общественной деятельности, где можно увидеть её результат;

оно не должно ограничиваться одним днём – ведь жизнь не останавливается.

Главное – удовлетворить естественное желание ребят самим решать, каким должно быть содержание их жизни, поставить их в условия быть ответственными за всё: за школу, товарищей, предоставить им реальные, а не формальные права в решении школьных дел: в планировании воспитательной работы, обсуждении и принятии законов школьной жизни, в поощрении и наказании обучающихся, в разрешении конфликтов. Отвечая за отдельные участки деятельности своего коллектива, работая в органах самоуправления, участвуя в дежурстве по классу и школе, дети организуют одноклассников и младших товарищей на выполнение заданий (в планировании, подготовке, проведении и анализе действий) школьного плана. Участвуя в работе органов самоуправления, выполняя поручения учителя и товарищей, дети развивают определённые нравственные качества и черты характера.

До 1999 года в нашей школе действовал Совет Старшеклассников, который решал, в принципе, те же вопросы, что ранее комитет комсомола: борьбу с прогульщиками и опаздывающими, организацию досуга обучающихся. Но ребята не принимали никакого участия в управлении школой.

С января 2000 года школа активно включилась в комплексную политико-экономическую игру «Новая цивилизация», которая объединила практически все направления воспитательной работы. Игра – это отражение того мира, в котором мы живём. Нет ничего удивительного в том, что современные подростки не играют в разбойников, в мушкетёров, а устраивают политические дебаты, создают фирмы, открывают банки. Так почему же не помочь подросткам увидеть в их играх отражение реальной взрослой жизни?

Учащиеся средней школы, заканчивая полный курс обучения, редко представляют себе хотя бы в общих чертах содержание и специфику деятельности правительства. Для чего нужна Конституция? Зачем создаются политические партии? В чём преимущества жизни в демократическом государстве? Отвечая на эти и на многие другие вопросы, игра «Демократическая республика» знакомит участников с содержанием экономических и политических отношений на государственном уровне; формирует элементарную культуру деловых отношений, навыки ведения официальной документации; демонстрирует основные демократические процедуры современного гражданского общества.

Эта игра предназначена прежде всего для активизации экономической и политико-правовой подготовки школьников в новых социальных условиях. Она позволяет решать серьёзные педагогические задачи повышения экономической и правовой грамотности обучающихся, формирования и закрепления навыков реальной политической деятельности, развивает эмоционально-волевую сферу личности, особенно такие качества, как инициативность, предприимчивость, самостоятельность, активность, ответственность; воспитывает уважение к мнению партнёра, терпимость к инакомыслию, потребность во взаимопонимании. В ходе игры школьники учатся грамотно защищать свои права, если нужно, то и в судебном порядке; получают возможность использования своих прав в различных сферах, в том числе право быть избранными в представительный орган.

Воспитательный эффект игры заключается в том, что её участники получают возможность по-иному взглянуть на свою жизнь, на свой класс, на школу в целом, на отношения между учениками и учителями. Ребята лучше узнают друг друга, своих педагогов, начинают осознавать себя частью большого коллектива, а главное – начинают видеть в школе место, где они должны не только получить новые знания, но и интересно жить вместе со своими друзьями, одноклассниками и учителями. Игра помогает ребятам пройти надёжную школу социализации, адаптироваться к окружающей жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Формирование представлений о форме
Первые сведения о геометрических фигурах дети получают в играх. В начале учебного года в группу вносят набор шаров, строительные материалы, геометрическую мозаику и др. Играя с детьми, педагог с самого начала употребляет правильные названия геометрических фигур, но не стремится к тому, чтобы дети и ...

Роль содержания учебного материала и форм организации учебной деятельности в мотивации учения
Прежде всего, учебный материал должен отвечать познавательным потребностям детей. Учитель должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся, чтобы содержание конкретного урока удовлетворяло их потребностям. Для этого содержание материала должно быть вполне доступным, должно исходить из и ...

Методика работы по развитию представлений о форме у детей дошкольного возраста
Ознакомление детей с формой предметов наилучшим образом происходит при сочетании различных методов и приемов обучения. Используются наглядные методы и приемы: «Посмотри и найди такую же фигуру», «На что похожа фигура» и др. Широкое применение в обучении находят практические методы и приемы: «Найди, ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0228