Педагогика и образование » Ручной труд как средство воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста » Экспериментальное исследование возможностей ручного труда в воспитании самостоятельности в старшем дошкольном возрасте

Экспериментальное исследование возможностей ручного труда в воспитании самостоятельности в старшем дошкольном возрасте

Страница 3

Для проведения эксперимента нами были самостоятельно подобраны и разработаны следующие методики:

беседа с воспитателями;

анкетирование родителей;

наблюдение за детской деятельностью.

Для проведения беседы с воспитателями был подготовлен ряд вопросов, характеризующий самостоятельность детей в разных ситуациях, воспитатели называли детей, которым поручили бы ответственное задание, кому не требуется помощь, кто способен проявить инициативу и творчество, достичь нужного результата и т.д.

Беседа проводилась индивидуально с каждым воспитателем, по ходу заполнялись протоколы, в которых отмечались названные дети. Таким образом, каждый из детей получил от 0 до 10 баллов по результатам беседы с каждым воспитателем. Полученные данные имели незначительное расхождение, и в целом, не повлияли на уровень развития самостоятельности детей.

В ходе беседы выяснилось, что 40-50% детей могут выполнить какое-либо ответственное задание, однако, большинство детей (до 90%) обращаются за помощью к воспитателю. Откажутся от помощи, если могут выполнить задание самостоятельно, 50% детей. Проявить увлеченность, инициативу и творчество, желание получить результат в процессе деятельности также могут около 50%.

Большинство детей затрудняются самостоятельно подобрать необходимое оборудование, спланировать свои действия, это могут сделать 20-30% детей, столько же проявить настойчивость в достижении необходимого результата, при этом неудача – не повод отказаться от деятельности. По результатам беседы с воспитателями была заполнена таблица. 50% детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне развития самостоятельности, 50% - на среднем.

Для проведения анкетирования родителей использовались три серии вопросов, на которые родители отвечали самостоятельно. По результатам каждому ребенку были начислены баллы от 0 до 10, определившие уровень развития его самостоятельности.

По мнению родителей, только 30% детей часто обращаются к ним за помощью, однако, если при выполнении задания возникают трудности, это количество увеличивается до 70%. Справится с заданием самостоятельно могут лишь 30%, столько же могут проявить инициативу в процессе деятельности. Часто отвлекаются 40% детей, увлечены и направлены на достижение результата 20%. По итогам тестирования была составлена таблица. 30% детей находятся на низком, 60% на среднем, 10% на высоком уровне развития самостоятельности.

Эти данные в целом не противоречат данным, полученным в результате беседы с воспитателями, однако, мнение некоторых родителей оказалось субъективным, поэтому мы склонны ориентироваться на уровни развития самостоятельности, полученные в ходе беседы с воспитателями.

Следующим этапом нашего исследования стало наблюдение за детской деятельностью. Мы наблюдали за деятельностью детей старшего дошкольного возраста в процессе занятия по ручному труду и хозяйственно-бытового труда. Все наблюдения фиксировались в протоколах.

При проведении наблюдения за детьми дошкольного возраста неукоснительно соблюдались следующие правила:

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Возрастные особенности детей шестого года жизни
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Дети шестого года жизни способны осознавать свое положение в обществе сверстников и взрослых, проявляют интерес к другим ...

Влияние установок учителя на мотивацию
Задумайтесь над такой «мелочью»: как вы задаёте вопросы? Какие? Сколько времени даёте для ответа? Как ведёте себя во время ответа? Ведь это сущностные поведенческие характеристики учителя. Так, например, учащимся, от которых вы ждёте успехов, вы задаёте больше вопросов, дольше общаетесь с ними, даё ...

Хореографический коллектив в общеобразовательной школе
В современных условиях возникла настоятельная потребность в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полно ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved 0.2128