Педагогика и образование » Ручной труд как средство воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста » Экспериментальное исследование возможностей ручного труда в воспитании самостоятельности в старшем дошкольном возрасте

Экспериментальное исследование возможностей ручного труда в воспитании самостоятельности в старшем дошкольном возрасте

Страница 3

Для проведения эксперимента нами были самостоятельно подобраны и разработаны следующие методики:

беседа с воспитателями;

анкетирование родителей;

наблюдение за детской деятельностью.

Для проведения беседы с воспитателями был подготовлен ряд вопросов, характеризующий самостоятельность детей в разных ситуациях, воспитатели называли детей, которым поручили бы ответственное задание, кому не требуется помощь, кто способен проявить инициативу и творчество, достичь нужного результата и т.д.

Беседа проводилась индивидуально с каждым воспитателем, по ходу заполнялись протоколы, в которых отмечались названные дети. Таким образом, каждый из детей получил от 0 до 10 баллов по результатам беседы с каждым воспитателем. Полученные данные имели незначительное расхождение, и в целом, не повлияли на уровень развития самостоятельности детей.

В ходе беседы выяснилось, что 40-50% детей могут выполнить какое-либо ответственное задание, однако, большинство детей (до 90%) обращаются за помощью к воспитателю. Откажутся от помощи, если могут выполнить задание самостоятельно, 50% детей. Проявить увлеченность, инициативу и творчество, желание получить результат в процессе деятельности также могут около 50%.

Большинство детей затрудняются самостоятельно подобрать необходимое оборудование, спланировать свои действия, это могут сделать 20-30% детей, столько же проявить настойчивость в достижении необходимого результата, при этом неудача – не повод отказаться от деятельности. По результатам беседы с воспитателями была заполнена таблица. 50% детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне развития самостоятельности, 50% - на среднем.

Для проведения анкетирования родителей использовались три серии вопросов, на которые родители отвечали самостоятельно. По результатам каждому ребенку были начислены баллы от 0 до 10, определившие уровень развития его самостоятельности.

По мнению родителей, только 30% детей часто обращаются к ним за помощью, однако, если при выполнении задания возникают трудности, это количество увеличивается до 70%. Справится с заданием самостоятельно могут лишь 30%, столько же могут проявить инициативу в процессе деятельности. Часто отвлекаются 40% детей, увлечены и направлены на достижение результата 20%. По итогам тестирования была составлена таблица. 30% детей находятся на низком, 60% на среднем, 10% на высоком уровне развития самостоятельности.

Эти данные в целом не противоречат данным, полученным в результате беседы с воспитателями, однако, мнение некоторых родителей оказалось субъективным, поэтому мы склонны ориентироваться на уровни развития самостоятельности, полученные в ходе беседы с воспитателями.

Следующим этапом нашего исследования стало наблюдение за детской деятельностью. Мы наблюдали за деятельностью детей старшего дошкольного возраста в процессе занятия по ручному труду и хозяйственно-бытового труда. Все наблюдения фиксировались в протоколах.

При проведении наблюдения за детьми дошкольного возраста неукоснительно соблюдались следующие правила:

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Воспитательная деятельность как фактор становления ценностных ориентаций учащихся
Сущность, структура воспитательной деятельности Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению ...

Роль педагогики в работе
Педагогика в социальной работе выступает в роли стержня - деятельностного компонента социальной работы, потому что информационные задачи, вопросы формирования знаний об обществе, отношениях в группе, социализации, развития готовности личности к самопомощи решаются в основном педагогическими методам ...

Организация учебного сотрудничества в обучении младших школьников
Так как учебное сотрудничество - это, как было сказано выше, вид педагогического взаимодействия, то оно (сотрудничество) обладает характеристиками педагогического взаимодействия. И.А. Зимняя выделила следующие характеристики: Активность - основная характеристика взаимодействующих сторон в процессе ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved 0.2141