Педагогика и образование » Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста » Исследование уровня сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Исследование уровня сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Страница 7

При исследовании уровня самостоятельности в аппликации у детей экспериментальной группы выяснилось, что 8 детей обладают высоким уровнем, они проявляют устойчивый интерес к аппликативной деятельности, что составляет 31% данной выборки; у 69% - средний уровень самостоятельности в аппликации.

При исследовании уровня самостоятельности в аппликации выяснилось, что 12 детей контрольной группы обладают высоким уровнем, они дети проявляют устойчивый интерес к аппликативной деятельности, что составляет 46% данной выборки. У 54% - наблюдается средний уровень развития самостоятельности в аппликации, эти дети отличаются неустойчивым интересом аппликативной деятельности.

Рисунок 5- Показатели уровня самостоятельности в аппликативной деятельности

На следующем этапе исследования, для подтверждения гипотезы на статистическом уровне, был применен метод критерий различий Фишера, который предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Результаты математической обработки углового преобразования Фишера отражены в таблице 7 (Приложение 6).

В результате обнаружено:

- дети контрольной группы превосходят по уровню выраженности эмоциональных реакций детей экспериментальной группы в 1,12 раз;

- дети контрольной группы превосходят по уровню мышления детей экспериментальной группы в 1,13 раз;

-дети контрольной группы превосходят по уровню самостоятельности в умении делать по образцу детей экспериментальной группы в 1,3 раз;

- дети контрольной группы превосходят по уровню воображения детей экспериментальной группы в 1,5 раз;

- дети контрольной группы превосходят по уровню самостоятельности в аппликативной деятельности детей экспериментальной группы в 1,15 раз.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования самостоятельности детей дошкольного возраста является актуальной в наши дни, так как большое значение имеет влияние семейной и предметно-развивающей среды на ребенка. Своей главной воспитательной задачей родители должны видеть в том, чтобы научить ребенка в любой жизненной ситуации оставаться человеком. Также в детском саду должна быть создана предметно-развивающая среда, побуждающая ребенка к проявлению самостоятельности.

Самостоятельность – очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.

Первые проявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни.

В практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности дошкольника в бытовом труде уделено особое место.

Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции.

Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться наиболее успешно, если:

-установлены родительские отношения к формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста;

При исследовании родительского отношения к самостоятельности своих детей выяснилось, что 26 семей благоприятно относятся к формированию самостоятельности детей, что составляет 50% данной выборки, 26 семей (50%) – неблагоприятные отношения к формированию самостоятельности к своим детям.

-определены различия между уровнями сформированности самостоятельности старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп.

Удалось сформировать устойчивую мотивацию – дети стали более осознанно ориентироваться в ситуациях, реже проявлять негативное отношение к процессу и результату деятельности. Сама деятельность стала характеризоваться выраженной потребностью помогать друг другу. В целом нам удалось сформировать у детей такое личностное качество, как самостоятельность.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Гуманистический идеал эпохи Возрождения в работах М. Монтеня, Ф. Рабле, Т. Мора, Т. Кампанеллы, В. да Фельтре
Родиной одного из величайших движений, которое когда-либо переживало человечество, – Возрождения – стала Италия. В XIV–XV вв. Италия предст ...

Поведение ребёнка
В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования — произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам в ...

Реализация процесса организации проектно-творческой деятельности младших школьников
Реализация процесса организации проектно – творческой деятельности на уроках трудового обучения в начальной школе проходила во время прохож ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru