Педагогика и образование » Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста » Исследование уровня сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Исследование уровня сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Страница 7

При исследовании уровня самостоятельности в аппликации у детей экспериментальной группы выяснилось, что 8 детей обладают высоким уровнем, они проявляют устойчивый интерес к аппликативной деятельности, что составляет 31% данной выборки; у 69% - средний уровень самостоятельности в аппликации.

При исследовании уровня самостоятельности в аппликации выяснилось, что 12 детей контрольной группы обладают высоким уровнем, они дети проявляют устойчивый интерес к аппликативной деятельности, что составляет 46% данной выборки. У 54% - наблюдается средний уровень развития самостоятельности в аппликации, эти дети отличаются неустойчивым интересом аппликативной деятельности.

Рисунок 5- Показатели уровня самостоятельности в аппликативной деятельности

На следующем этапе исследования, для подтверждения гипотезы на статистическом уровне, был применен метод критерий различий Фишера, который предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Результаты математической обработки углового преобразования Фишера отражены в таблице 7 (Приложение 6).

В результате обнаружено:

- дети контрольной группы превосходят по уровню выраженности эмоциональных реакций детей экспериментальной группы в 1,12 раз;

- дети контрольной группы превосходят по уровню мышления детей экспериментальной группы в 1,13 раз;

-дети контрольной группы превосходят по уровню самостоятельности в умении делать по образцу детей экспериментальной группы в 1,3 раз;

- дети контрольной группы превосходят по уровню воображения детей экспериментальной группы в 1,5 раз;

- дети контрольной группы превосходят по уровню самостоятельности в аппликативной деятельности детей экспериментальной группы в 1,15 раз.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования самостоятельности детей дошкольного возраста является актуальной в наши дни, так как большое значение имеет влияние семейной и предметно-развивающей среды на ребенка. Своей главной воспитательной задачей родители должны видеть в том, чтобы научить ребенка в любой жизненной ситуации оставаться человеком. Также в детском саду должна быть создана предметно-развивающая среда, побуждающая ребенка к проявлению самостоятельности.

Самостоятельность – очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.

Первые проявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни.

В практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности дошкольника в бытовом труде уделено особое место.

Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции.

Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться наиболее успешно, если:

-установлены родительские отношения к формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста;

При исследовании родительского отношения к самостоятельности своих детей выяснилось, что 26 семей благоприятно относятся к формированию самостоятельности детей, что составляет 50% данной выборки, 26 семей (50%) – неблагоприятные отношения к формированию самостоятельности к своим детям.

-определены различия между уровнями сформированности самостоятельности старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп.

Удалось сформировать устойчивую мотивацию – дети стали более осознанно ориентироваться в ситуациях, реже проявлять негативное отношение к процессу и результату деятельности. Сама деятельность стала характеризоваться выраженной потребностью помогать друг другу. В целом нам удалось сформировать у детей такое личностное качество, как самостоятельность.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Дистанционное обучение в преподавании физики
«Познание начинается с удивления». Каждый раз все более убеждаюсь в этой древней мудрости. Большая часть учебных программ, учебников и методик все еще делают упор на усвоение учащимися готовой информации по предмету. Ученик использует репродуктивные, а не креативные способы деятельности, он ищет ед ...

Лингвистическая компетенция как одна из составляющих иноязычной коммуникативной компетенции
Образовательный стандарт, то есть обязательный минимум содержания образования, ориентируется на цели, которые ставятся перед той или иной учебной дисциплиной. У большинства учебных предметов, преподаваемых в школе, основной целью является передача накопленных человечеством знаний о природе, обществ ...

Понятие патриотизма и гражданственности
Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789- 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов. Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмо ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.205