Таким образом, иерархия инструментальных ценностей представлена следующим списком:
Ответственность
Аккуратность
Воспитанность
Исполнительность
Образованность
Честность
Жизнерадостность
Независимость
Чуткость
Рационализм
Самоконтроль
Смелость
Твердая воля
Терпимость
Эффективность в делах
Широта взглядов
Высокие запросы
Непримиримость к недостаткам
Представим результаты исследования смысложизненных ориентаций подростков с различным типом родительского отношения с целью сопоставления с полученными иерархическими структурами ценностных ориентаций.
Таблица №2.7. Показатели теста СЖО у подростков первой группы.
Шкалы |
Уровни | ||
низкий |
средний |
высокий | |
Цели в жизни |
20% |
30% |
50% |
Процесс жизни |
15% |
40% |
45% |
Результативность жизни |
45% |
35% |
20% |
Локус контроля -Я |
10% |
50% |
40% |
Локус контроля жизнь |
5% |
70% |
25% |
50% подростков имеют высокий уровень по шкале цели в жизни, их планы не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Средние баллы по шкале «цели в жизни»30% подростков характеризуют наличие адекватных целей в будущем, которые придает жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Стоит обратить внимание на то, что 20% подростков обучающихся раздельно имеют низкие результаты по данной шкале.
По шкале «Процесс жизни» большинство подростков имеют средние баллы, что говорит об удовлетворенности подростков своей жизнью.
По шкале «результативность жизни» в этой группе также выявлены низкие и средние показатели. По нашему мнению, это свидетельствует о негативной оценке прожитого отрезка времени.
По двум показателям локус-контроля подростки убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Они представляют себя сильной личностью, обладают достаточной свободой выбора. Достаточно высокие баллы по шкале «Процесс жизни» характеризует их как личностей гедонического типа, подростки убеждены, что они способны контролировать свою жизнь, принимать решения и воплощать их в жизнь.
Таблица №2.8. Показатели теста СЖО подростков второй группы.
Шкалы |
Уровни | ||
низкий |
средний |
высокий | |
Цели в жизни |
- |
45% |
55% |
Процесс жизни |
10% |
55% |
35% |
Результативность жизни |
- |
60% |
40% |
Локус контроля -Я |
- |
45% |
55% |
Локус контроля жизнь |
10% |
65% |
25% |
Психологические характеристика мотивационной сферы учения. И её изменение в
ходе индивидуального и возрастного развития школьника
По мнению А.Н. Леонтьева всякая деятельность начинается с потребностей, все они, даже биологические по происхождению, складываются во взаимоотношении ребенка с взрослыми и поэтому социально обусловлено. «Потребность – это направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосыл ...
Предпосылки становления инновационной деятельности в системе
дошкольного образования
Предпосылки и источники становления инноватики в дошкольном образовании обусловлены ходом общественного развития и образовательной политики в целом: инновационными процессами в экономике, производстве и других сферах жизни (XIX-XX вв.), демократизацией общественной жизни, гуманизацией отношений уча ...
Формирование политики “новых лейбористов” по отношению к высшей школе
Реформы высшей школы, проводившиеся правительством Тони Блэра, невозможно исследовать в отрыве от анализа ценностных ориентаций и установок лейбористов в это время. Само то, что они стали называть себя “новыми”, отразило происшедшую трансформацию партийного устройства и идеологии. Поэтому развитие ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.