Педагогика и образование » Представление об учителе у учащихся пятых классов с легкой умственной отсталостью » Организация, методы и экспериментально-психологические методики исследования

Организация, методы и экспериментально-психологические методики исследования

Страница 2

В контрольную группу (группа 2), вошли подростки, проживающие в семье и обучающиеся в 5 классе специальной коррекционной школы - интернат, в количестве 18 человек, из которых 16 мальчиков и 2 девочки.

Все дети проживают в родительских семьях. Каждый день испытуемые уходят домой.

В приложении 1 приведены списки контрольной группы с более подробными характеристиками.

Выбор пятиклассников, обосновывался тем, что испытуемые закончили обучение в начальной школе, где был только один учитель и перешли в среднюю школу, теперь учителей становиться много образ учителя обогащается.

Для реализации поставленных целей и задач исследования нами был разработан психодиагностический комплекс методов и методик, который включал в себя: биографический метод, метод наблюдения и беседы, специально подобранный комплекс психодиагностических средств, комплекс методов статистической обработки полученных данных.

В исследовании использовались следующие психодиагностические методики:

Проективный метод "Тест Руки"

Проективный метод Рисунок "Человека"

Незаконченные предложения

Проективный метод Рисунок "Учитель"

Биографический метод использовался нами для получения и анализа психологических анамнестических данных. Данный метод заключался в работе с личными делами подростков и изучение истории их жизни. Детально изучались история каждого ребенка в отдельности, история его семьи, причины помещения ребенка под опеку, наличие родственников, частота и возможность встречи родителей и младших подростков. На основании полученных сведений, происходил подбор групп испытуемых для проведения дальнейших исследований.

Метод беседы применялся в нескольких вариантах. На начальном этапе мы проводили беседу в свободной форме, спрашивали испытуемых об их интересах, планах на будущее, обсуждали проблемы в учебе, устанавливая, таким образом, доверительный контакт и создавая атмосферу безопасности.

Испытуемые радостно шли на контакт, охотно рассказывали о своей школьной жизни, показывали тетрадки, рассказывали о праздниках (которые недавно прошли в школе). Не обошли стороной и тему учителя, некоторые испытуемые от школьных предметов и праздников переходили на дефектологов. Они рассказывали, насколько им нравиться (не нравится) предметное обучение, когда было лучше (раньше или сейчас), из разговора мы подчеркнули, что большинство испытуемых продолжают испытывать привязанность, к первому учителю и его образ проявился в рисунках.

После проводили беседу с учителями и психологом, для составления более подробного и четкого портрета каждого испытуемого.

На заключительном этапе метод беседы применялся для информирования и консультирования всех заинтересованных лиц о результатах проведенного исследования с обязательным соблюдением этических принципов.

Метод наблюдения применялся на протяжении всего обследования и позволял по поведению подростков делать выводы об отношении испытуемых к себе, группе, экспериментатору, исследованию, а также свидетельствовал о необходимости сделать перерыв в обследовании.

В процессе наблюдения нами были замечены следующие реакции, возникающие на просьбу нарисовать учителя:

Негодование, испытуемые хорошо понимали инструкцию, но их никто и никогда не спрашивал, как они к нему относятся, и данная тема с ними никогда не обсуждалась. Присутствовал страх перед наказанием, а вдруг они не так как он хочет, его нарисуют. При данной позиции мы предлагали испытуемым рассказать о своих опасениях и объясняли, что все строго конфиденциально и ни один учитель не увидит, что они нарисуют.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Методика работы по орфографии в 8 – 9 классах
Работа по орфографии должна продолжаться и в 8 – 9 классах. Орфографические умения требуют длительной и постоянной тренировки. Это необходимо, потому что с каждым новым учебным годом учащиеся сталкиваются с огромным количеством незнакомой для них лексики, с новыми жанрами учебно-научной речи. В мет ...

Словотворчество в словообразовании. Классификация Т.Н. Ушаковой
Очень интересно привести некоторые наблюдения психолога Т.Н. Ушаковой, которая внесла большой вклад для изучения словотворчества детей. Т.Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова (Ушакова Т.Н., 1970): часть какого-нибудь слова используется как целое слово («сл ...

Основные типы химической связи
Из курса химии VIII класса вам известно, что атомы могут соединяться друг с другом с образованием как простых, так и сложных веществ. При этом возникают различного рода химические связи: ионная, ковалентная (неполярная и полярная), металлическая и водородная. Вспомним, что один из существующих пока ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.3256