Педагогика и образование » Представление об учителе у учащихся пятых классов с легкой умственной отсталостью » Организация, методы и экспериментально-психологические методики исследования

Организация, методы и экспериментально-психологические методики исследования

Страница 3

Восхищение испытывали в основном испытуемые из экспериментальной группы, они с радостью и с особым упорством рисовали учителя, после чего демонстрировали свои шедевры.

Психодиагностические методики:

Назначение методики: Методика направлена на определение основных тенденций эмоционально-личностного развития испытуемого.

Стимульный материал: Бланки с изображением рук.

Инструкция: Исследование проводилось индивидуально.

Давалась следующая инструкция: "Посмотри, здесь нарисована рука. Посмотри на нее внимательно и скажи, как тебе кажется, что делает эта рука? Ты можешь поворачивать картинку, если тебе не понятно. Давай попробуем, так что делает эта рука?".

Интерпретация: В протоколе регистрировались количество ответов по следующим категориям: активность, пассивность, тревожность, агрессивность, директивность, коммуникация, демонстративность, зависимость, физическая дефицитарность (ущербность).

Оценка полученных данных осуществлялась по следующим 9 категориям:

агрессия (aggH) - рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет;

директивность (dirH) - рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми;

коммуникация (comH) - ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты;

зависимость (depH) - рука выражает подчинение другим лицам;

ущербность (defH) - рука деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям;

пассивность (pasH) - проявление "тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука не изменяет своего физического положения;

демонстративность (demH) - рука разными способами выставляет себя напоказ;

тревожность (aleH) - отражает неуверенность и ожидание возможной агрессии со стороны внешнего мира;

активность (actH) - отражает тенденции к действию, ответы в которых рука воспринимается как совершающая какое-либо активное действие.

Подсчитывалось количество ответов по каждой категории и их процентное соотношение.

Определялись коэффициенты по предлагаемым формулам

К (тр) = (actH+aggH+dirH+demH) / (aleH+passH+depH+dirH);

При К (тр) больше 1 следует говорить о превалировании истинно агрессивного поведения ребенка, при К (тр) меньше 1 преобладает тенденция ожидаемой агрессии извне, тревожности ребенка по поводу агрессивного поведения окружающих;

K (акт) = (actH+aggH+dirH) / (passH+depH+defH);

При К (акт) меньше 1 следует говорить о снижении общего уровня психической активности, значение К (акт) больше 1 говорят о достаточном уровне общей психической активности ребенка;

K (дез) = (actH+comH+0,5dirH+0,5demH) / (passH+aleH+depH).

При К (дез) меньше 1 следует говорить о тенденции к неблагополучию личностной адаптации, личностной дезадаптации в социуме, значение К (дез) больше 1 показывают относительно неплохую личностную адаптированность ребенка в социуме.

2. Проективный метод Рисунок "Человека"

Источник К. Маховер Проективный рисунок человека / Пер. с англ. - 4-е изд., стереотипное. - М.: Смысл, 2006. - 158 с.

Назначение методики: Методика направлена на выявление представлений испытуемого о себе самом: то, что он собой представляет какими качествами и способностями обладает, представление о себе как телесной организации.

Стимульный материал: простой карандаш средней мягкости, лист белой бумаги формата А4.

Исследование проводилось фронтально, малыми группами по 5 испытуемых.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Средства народной педагогики
Под средствами воспитания народной педагогики понимаются каналы воздействия на сознание и поведение ребенка с целью сообщения необходимых полезных сведений, формирования практических умений и навыков, развития мотивов привычек нравственного поведения. Среди исследователей народной педагогики нет ед ...

Принципы гностической деятельности
Гностическая деятельность учителя физического воспитания – это, прежде всего, анализ содержания и способов осуществления учебного процесса, изучение его участников (их возможностей и способностей), возрастных, половых, индивидуальных особенностей, результатов собственной деятельности (её достоинств ...

Методика восстановления речи при семантической афазии по М. К. Бурлаковой
М. К. Бурлакова отмечает, что для семантической афазии характерно как нарушение произвольного нахождения названий предметов, бедность словаря и синтаксических средств выражения мысли, так и трудности в понимании сложных логико-грамматических конструкций. Эти больные достаточно активны в процессе пр ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0099