Восхищение испытывали в основном испытуемые из экспериментальной группы, они с радостью и с особым упорством рисовали учителя, после чего демонстрировали свои шедевры.
Психодиагностические методики:
Назначение методики: Методика направлена на определение основных тенденций эмоционально-личностного развития испытуемого.
Стимульный материал: Бланки с изображением рук.
Инструкция: Исследование проводилось индивидуально.
Давалась следующая инструкция: "Посмотри, здесь нарисована рука. Посмотри на нее внимательно и скажи, как тебе кажется, что делает эта рука? Ты можешь поворачивать картинку, если тебе не понятно. Давай попробуем, так что делает эта рука?".
Интерпретация: В протоколе регистрировались количество ответов по следующим категориям: активность, пассивность, тревожность, агрессивность, директивность, коммуникация, демонстративность, зависимость, физическая дефицитарность (ущербность).
Оценка полученных данных осуществлялась по следующим 9 категориям:
агрессия (aggH) - рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет;
директивность (dirH) - рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми;
коммуникация (comH) - ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты;
зависимость (depH) - рука выражает подчинение другим лицам;
ущербность (defH) - рука деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям;
пассивность (pasH) - проявление "тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука не изменяет своего физического положения;
демонстративность (demH) - рука разными способами выставляет себя напоказ;
тревожность (aleH) - отражает неуверенность и ожидание возможной агрессии со стороны внешнего мира;
активность (actH) - отражает тенденции к действию, ответы в которых рука воспринимается как совершающая какое-либо активное действие.
Подсчитывалось количество ответов по каждой категории и их процентное соотношение.
Определялись коэффициенты по предлагаемым формулам
К (тр) = (actH+aggH+dirH+demH) / (aleH+passH+depH+dirH);
При К (тр) больше 1 следует говорить о превалировании истинно агрессивного поведения ребенка, при К (тр) меньше 1 преобладает тенденция ожидаемой агрессии извне, тревожности ребенка по поводу агрессивного поведения окружающих;
K (акт) = (actH+aggH+dirH) / (passH+depH+defH);
При К (акт) меньше 1 следует говорить о снижении общего уровня психической активности, значение К (акт) больше 1 говорят о достаточном уровне общей психической активности ребенка;
K (дез) = (actH+comH+0,5dirH+0,5demH) / (passH+aleH+depH).
При К (дез) меньше 1 следует говорить о тенденции к неблагополучию личностной адаптации, личностной дезадаптации в социуме, значение К (дез) больше 1 показывают относительно неплохую личностную адаптированность ребенка в социуме.
2. Проективный метод Рисунок "Человека"
Источник К. Маховер Проективный рисунок человека / Пер. с англ. - 4-е изд., стереотипное. - М.: Смысл, 2006. - 158 с.
Назначение методики: Методика направлена на выявление представлений испытуемого о себе самом: то, что он собой представляет какими качествами и способностями обладает, представление о себе как телесной организации.
Стимульный материал: простой карандаш средней мягкости, лист белой бумаги формата А4.
Исследование проводилось фронтально, малыми группами по 5 испытуемых.
Особенности восприятия поэзии и понимания
её детьми старшего дошкольного возраста
Художественный образ восприятия произведений литературы имеет субъективно-объективную природу. Он объективен в том смысле, что все необходимое для понимания уже сделано автором, вмонтировано в художественную ткань вещи. Существует «объективность» текста литературного произведения, музыкальной культ ...
Значение коммуникативных навыков в формировании
личности школьников при изучении иностранного языка
Прежде всего, мы посчитали необходимым изучить теоретические основы проблемы развития коммуникативных навыков. Для этого мною были проанализированы работы различных авторов по данной проблеме в процессе изучения английского языка. Основной вопрос, волнующий психологов разных стран, - роль общения с ...
Сенсорное развитие и дидактические игры
На протяжении дошкольного детства происходит значительное сенсорное развитие – двигательных, пространственных, предметных и других видов ощущений. Развиваются и кожные ощущения, возрастает точность восприятия фактуры, формы, размера предметов при осязании. Дошкольный возрастной период характеризует ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.