Педагогика и образование » Представление об учителе у учащихся пятых классов с легкой умственной отсталостью » Организация, методы и экспериментально-психологические методики исследования

Организация, методы и экспериментально-психологические методики исследования

Страница 3

Восхищение испытывали в основном испытуемые из экспериментальной группы, они с радостью и с особым упорством рисовали учителя, после чего демонстрировали свои шедевры.

Психодиагностические методики:

Назначение методики: Методика направлена на определение основных тенденций эмоционально-личностного развития испытуемого.

Стимульный материал: Бланки с изображением рук.

Инструкция: Исследование проводилось индивидуально.

Давалась следующая инструкция: "Посмотри, здесь нарисована рука. Посмотри на нее внимательно и скажи, как тебе кажется, что делает эта рука? Ты можешь поворачивать картинку, если тебе не понятно. Давай попробуем, так что делает эта рука?".

Интерпретация: В протоколе регистрировались количество ответов по следующим категориям: активность, пассивность, тревожность, агрессивность, директивность, коммуникация, демонстративность, зависимость, физическая дефицитарность (ущербность).

Оценка полученных данных осуществлялась по следующим 9 категориям:

агрессия (aggH) - рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет;

директивность (dirH) - рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми;

коммуникация (comH) - ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты;

зависимость (depH) - рука выражает подчинение другим лицам;

ущербность (defH) - рука деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям;

пассивность (pasH) - проявление "тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука не изменяет своего физического положения;

демонстративность (demH) - рука разными способами выставляет себя напоказ;

тревожность (aleH) - отражает неуверенность и ожидание возможной агрессии со стороны внешнего мира;

активность (actH) - отражает тенденции к действию, ответы в которых рука воспринимается как совершающая какое-либо активное действие.

Подсчитывалось количество ответов по каждой категории и их процентное соотношение.

Определялись коэффициенты по предлагаемым формулам

К (тр) = (actH+aggH+dirH+demH) / (aleH+passH+depH+dirH);

При К (тр) больше 1 следует говорить о превалировании истинно агрессивного поведения ребенка, при К (тр) меньше 1 преобладает тенденция ожидаемой агрессии извне, тревожности ребенка по поводу агрессивного поведения окружающих;

K (акт) = (actH+aggH+dirH) / (passH+depH+defH);

При К (акт) меньше 1 следует говорить о снижении общего уровня психической активности, значение К (акт) больше 1 говорят о достаточном уровне общей психической активности ребенка;

K (дез) = (actH+comH+0,5dirH+0,5demH) / (passH+aleH+depH).

При К (дез) меньше 1 следует говорить о тенденции к неблагополучию личностной адаптации, личностной дезадаптации в социуме, значение К (дез) больше 1 показывают относительно неплохую личностную адаптированность ребенка в социуме.

2. Проективный метод Рисунок "Человека"

Источник К. Маховер Проективный рисунок человека / Пер. с англ. - 4-е изд., стереотипное. - М.: Смысл, 2006. - 158 с.

Назначение методики: Методика направлена на выявление представлений испытуемого о себе самом: то, что он собой представляет какими качествами и способностями обладает, представление о себе как телесной организации.

Стимульный материал: простой карандаш средней мягкости, лист белой бумаги формата А4.

Исследование проводилось фронтально, малыми группами по 5 испытуемых.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Овладение формулами речевого этикета как необходимая предпосылка развития культуры общения
Речевой этикет, как известно, предписывает говорящим использование определенных формул в зависимости от ситуации общения. Носители языка, овладевшие правилами речевого узуса в процессе социализации, интуитивно осуществляют выбор требуемых единиц, ориентируясь на экстралингвистические условия, среди ...

Проблемное обучение как педагогическое явление
Проблемное обучение это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Ж. Ж. Руссо. Особенно близко подходил к этой идеи К. Д. Ушинский. Он, например, писал: «Лучшим способом перевода механичес ...

Понятие метода обучения с позиции разных авторов
Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0184