Педагогика и образование » Представление об учителе у учащихся пятых классов с легкой умственной отсталостью » Организация, методы и экспериментально-психологические методики исследования

Организация, методы и экспериментально-психологические методики исследования

Страница 3

Восхищение испытывали в основном испытуемые из экспериментальной группы, они с радостью и с особым упорством рисовали учителя, после чего демонстрировали свои шедевры.

Психодиагностические методики:

Назначение методики: Методика направлена на определение основных тенденций эмоционально-личностного развития испытуемого.

Стимульный материал: Бланки с изображением рук.

Инструкция: Исследование проводилось индивидуально.

Давалась следующая инструкция: "Посмотри, здесь нарисована рука. Посмотри на нее внимательно и скажи, как тебе кажется, что делает эта рука? Ты можешь поворачивать картинку, если тебе не понятно. Давай попробуем, так что делает эта рука?".

Интерпретация: В протоколе регистрировались количество ответов по следующим категориям: активность, пассивность, тревожность, агрессивность, директивность, коммуникация, демонстративность, зависимость, физическая дефицитарность (ущербность).

Оценка полученных данных осуществлялась по следующим 9 категориям:

агрессия (aggH) - рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет;

директивность (dirH) - рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми;

коммуникация (comH) - ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты;

зависимость (depH) - рука выражает подчинение другим лицам;

ущербность (defH) - рука деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям;

пассивность (pasH) - проявление "тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука не изменяет своего физического положения;

демонстративность (demH) - рука разными способами выставляет себя напоказ;

тревожность (aleH) - отражает неуверенность и ожидание возможной агрессии со стороны внешнего мира;

активность (actH) - отражает тенденции к действию, ответы в которых рука воспринимается как совершающая какое-либо активное действие.

Подсчитывалось количество ответов по каждой категории и их процентное соотношение.

Определялись коэффициенты по предлагаемым формулам

К (тр) = (actH+aggH+dirH+demH) / (aleH+passH+depH+dirH);

При К (тр) больше 1 следует говорить о превалировании истинно агрессивного поведения ребенка, при К (тр) меньше 1 преобладает тенденция ожидаемой агрессии извне, тревожности ребенка по поводу агрессивного поведения окружающих;

K (акт) = (actH+aggH+dirH) / (passH+depH+defH);

При К (акт) меньше 1 следует говорить о снижении общего уровня психической активности, значение К (акт) больше 1 говорят о достаточном уровне общей психической активности ребенка;

K (дез) = (actH+comH+0,5dirH+0,5demH) / (passH+aleH+depH).

При К (дез) меньше 1 следует говорить о тенденции к неблагополучию личностной адаптации, личностной дезадаптации в социуме, значение К (дез) больше 1 показывают относительно неплохую личностную адаптированность ребенка в социуме.

2. Проективный метод Рисунок "Человека"

Источник К. Маховер Проективный рисунок человека / Пер. с англ. - 4-е изд., стереотипное. - М.: Смысл, 2006. - 158 с.

Назначение методики: Методика направлена на выявление представлений испытуемого о себе самом: то, что он собой представляет какими качествами и способностями обладает, представление о себе как телесной организации.

Стимульный материал: простой карандаш средней мягкости, лист белой бумаги формата А4.

Исследование проводилось фронтально, малыми группами по 5 испытуемых.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Понятие и сущность агрессивного поведения
В переводе с латинского языка "агрессия" [aqqressio] означает "нападение". В настоящее время термин "агрессия" употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (например, стремлением навред ...

Программированное обучение
Теория программированного обучения начала развиваться в 40-50 гг. XX в. в США, затем в Европе. Она дала импульс к развитию технологии обучения, к разработке теории и практики технически сложных обучающих систем. Программированное обучение — это относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение ...

Особенности экспериментальной работы по использованию средств народной педагогики в начальной школе
Экспериментального исследование проводилось на базе МБ ОУ Ризоватовской СОШ, Починковского района. Школа основана в 1938 году, в 2013 – 2014 учебном году обучаются 70 детей. В воспитательной деятельности школа работает по следующим направлениям: духовно – нравственным; гражданско-правовым; патриоти ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.1083