Цель практики: актуализация теоретических знаний и умений, полученных в процессе изучения дисциплин специального и психологического циклов и формирование на основе практических умений, навыков, профессионально-педагогических качеств.
Задачи практики.
Адаптация студентов к новой социальной роли в учебно-образовательном процессе
Углубление и закрепление теоретических знаний студентов.
Накопление представлений о характере и содержании деятельности и функциональных обязанностях воспитателя логопедической группы.
Ознакомление с организацией коррекционно-педагогической работы логопедической группы.
Формирование навыков психолого-педагогического изучения детей, обучение фиксации, анализу и обобщению данных, полученных в результате обследования детей.
Формирование умений и навыков организации воспитательно образовательной работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Список детей
№ |
Имя ребенка |
Диагноз |
1 |
Андрей Б. |
ОНР - 3 ур., ГДС |
2 |
Женя З. |
ОНР - нач. 2 ур. |
3 |
Вика О. |
ОНР-2 ур. |
4 |
Егор П. |
ОНР-2 ур.с моторной алалией |
5 |
Вера Б. |
ОНР-2 ур.с моторной алалией |
6 |
Ксюша К. |
ОНР-2 ур. |
7 |
Яна Б. |
ОНР-2 ур |
8 |
Полина Т. |
ФФНР со стертая дизартрия |
9 |
Никита Н. |
ФФНР |
10 |
Захар П. |
ОНР-3 ур. |
11 |
Витя М. |
ОНР-2 ур. Со стертой дизартрией |
Расписание занятий.
Дни недели |
Утро |
Вечер |
Пн. |
9.00- ребенок и окружающий мир. Предметный мир + лепка/аппликация 9.40- Музыкальное занятие. |
15.30-15.50- логопедическое занятие -1 подгруппа 16.00-16.20- логопедическое занятие -2 подгруппа |
Вт. |
9.00-9.20 – ФЭМП + конструирование или ручной труд 1 подгруппа/ логопедическое фронтальное занятие 2 подгруппа 9.30-10.00- ФЭМП + конструирование или ручной труд 2 подгруппа/ логопедическое фронтальное занятие 1 подгруппа |
15.30- физкультурное занятие. |
Ср. |
9.00-9.25 - логопедическое фронтальное занятие 1 подгруппа 9.40- музыкальное занятие 10.10-10.35- логопедическое фронтальное занятие 2 подгруппа |
16.00- рисование |
Чт. |
9.00-9.20 - рисование + Художественная литература 1 подгруппа/ логопедическое фронтальное занятие 2 подгруппа 9.30-10.00 - рисование + Художественная литература 2 подгруппа/ логопедическое фронтальное занятие 1 подгруппа |
|
Пт. |
9.00- 9.20 развитие речи + экологическое 2 подгруппа / логопедическое фронтальное занятие 1 подгруппа. 9.30-9.50- развитие речи и экологическое воспитание 1 подгруппа/ логопедическое фронтальное занятие 2 подгруппа. 10.05-10.30- физкультурное занятие |
Лексические темы (на период практики).
1 неделя - овощи
2 неделя - фрукты
3 неделя - детский сад
4 неделя - игрушки
5 неделя - человек
6 неделя - КГН
7 неделя – семья.
Календарный план практики.
27.09.2010 |
Знакомство с базой практики; Составление календарного плана на период практики |
28-29.09.2010 |
Изучение состояния предметно-развивающей среды в группе, знакомство с расписанием занятий, режимом дня детей в группе, наблюдение работы воспитателя в различные режимные моменты |
30.09.2010 |
Методический день: изучение документации, которая ведется на группе. |
28.09-1.11.2010 |
Составление психолого-педагогической характеристики группы. |
04.10.2010 |
Проведение зачетного занятия. Лепка. Тема: «Консервированные фрукты». |
05.10.2010 |
Просмотр занятия по ФЭМП. |
06.10.2010 |
Изготовление картотек: «пальчиковой гимнастики», «физкультминуток», «артикуляционной гимнастики» и т.д. |
07.10.2010 |
Просмотр занятия по рисованию. |
08.10.2010. |
Методический день: Разработка конспектов занятий, заполнение дневника практики. |
11.10.2010. |
Просмотр занятия по ознакомлению с окружающим миром. |
12.10.2010. |
Методический день: Изучение специальной литературы. |
13.10.2010. |
Проведение зачетного занятия по конструированию. Тема: «Тюльпан» |
14.10.2010. |
Методический день: Выпуск памятки для родителей; Написание конспектов. |
15.10.2010. |
Проведение зачетного занятия по развитию речи. Тема: «Детский сад. Профессии». |
18.10.2010. |
Просмотр занятия по лепке. Тема: «Пирамидка» (из колец). |
19.10.2010. |
Проведение зачетного занятия по рисованию. Тема: «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи» |
20.10.2010 |
Проведение зачетного занятия по математике. |
21.10.2010 |
Просмотр занятия по конструированию. Тема: «Игрушки» |
22.10.2010 |
Проведение зачетного занятия по развитию речи. Тема: «Игрушки». |
25.10.2010 |
Проведение зачетного занятия по валеологии. Тема: «Человек». |
26.10.2010 |
Методический день: Разработка конспектов занятий, заполнение дневника практики. |
27.10.2010 |
Проведение зачетного занятия по математике. |
28.10.2010 |
Методический день: Подготовка к проведению досугового мероприятия с семьей “СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ” |
29.10.2010 |
Проведению зачетного досугового мероприятия с семьей “СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ” |
01.11.2010 |
Просмотр занятия по развитию речи. |
02.11.2010 |
Методический день: Изготовление картотеки игр и упражнений для развития речи дошкольников. |
03.11.2010 |
Проведение зачетного занятия по математике. |
08.11.2010 |
Проведение зачетного занятия по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Моя семья. Моя родословная». |
09-13.11.2010 |
Подведение итогов практики: -Заполнение отчетной документации; - Составление сравнительного анализа программного содержания по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой (по возрастным группам) по «Программе воспитание и обучение в детском саду». |
МДОУ ЦРР д./с № 140 «Творчество» находится по адресу пр. Никольский 88 кор. 1. Четыре года детский сад работает как Центр развития ребенка. В своей работе детский сад реализует следующие направления:
- художественно-эстетическое;
- физкультурно-оздоровительное;
- социально-нравственное;
- познавательно-речевое.
В детском саду работает дружный коллектив высокопрофессиональных педагогов. Среди них:
- воспитатели, работающие на группах детского сада;
- воспитатель по изодеятельности;
- воспитатель по физическому развитию;
- воспитатель по театрализованной деятельности;
- 2 воспитателя по познавательному развитию;
- 3 учителя-логопеда;
- воспитатель по работе с семьей;
- педагог-психолог;
- социальный педагог.
В детском саду работает собственная методическая служба, в которую входят: методист, старший воспитатель, старший логопед.
В МДОУ созданы все условия для успешной работы с детьми. Всего в детском саду 12 групп. В ДОУ работают две логопедические группы и логопункт, где учителя-логопеды оказывают квалифицированную помощь детям в ранней коррекции речи.
Есть группа кратковременного пребывания (2 часа), так называемая адаптационная группа, которую посещают малыши 2-3 лет (не посещающие детский сад).
В группах богатая развивающая среда имеется все необходимое для игр, занятий и тд. Кроме того, есть специально оборудованные помещения для проведения физкультурных и музыкальных занятий, изостудия, «русская изба», «зимний сад», театральная студия; сенсорная комната.
В МДОУ реализуются следующие программы:
1. Основная общеобразовательная (комплексная) программа дошкольного образования М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой «Программа обучения и воспитания в детском саду».
2. Парциальная программа Г.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Программа обучения и воспитания детей с ОНР».
Детский сад мне очень понравился, в группах уютно, богатая развивающая среда. Хорошее впечатление оставили о себе сотрудники детского сада.
Изучение состояния предметно-развивающей среды в группе, знакомство с расписанием занятий, режимом дня детей в группе, наблюдение работы воспитателя в различные режимные моменты
Для прохождения практики меня направили в старшую логопедическую группу к воспитателю Семушиной Т.А., специалисту высшей квалификационной категории. Она рассказала о своей работе, ознакомила меня с сеткой занятий, познакомила с документацией, которую ведет, провела экскурсию по группе, ответила на мои вопросы.
На основании обобщения изученного материала установлено: для логопедических групп разработан особый режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этим в расписание занятий входит время для занятий по типовой комплексной программе для детей дошкольного возраста математика, развитие речи и ознакомление с окружающим, экология, рисование, лепка, физкультурные и музыкальные занятия. Наряду с этим в вечернее время выделяются часы для работы воспитателя с подгруппами или отдельными детьми по коррекции (развитию) речи в соответствии с заданием учителя-логопеда. Воспитатель планирует свою работу с учетом требований, как типовой комплексной программы, так и речевых возможностей детей и их продвижения в освоении коррекционной программы, реализуемой логопедом в соответствии с характером речевого нарушения.
Совместно с логопедом воспитатель планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях. Все это фиксируется в специальной тетради.
В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п.
В группе созданы все условия для полноценной коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Пространство группы достаточно светлое, комфортное, оснащено необходимой мебелью. В предметно-развивающей среде группы присутствуют: детские столы и стулья, большой рабочий стол для логопеда и воспитателя, шкафы для пособий и литературы, навесная магнитная доска, фланелеграф. Имеется учебная зона, где находится необходимый дидактический и учебный материал для эффективного проведения работы с детьми. Есть большое настенное зеркало для групповой работы с детьми и маленькие индивидуальные зеркала для каждого ребенка. Имеется полка для индивидуальных папок детей, зеркал и раздаточных пособий, что позволяет детям самостоятельно брать и складывать пособия для работы, приучает их к аккуратности, самостоятельности, готовит их к школе.
Имеется наглядный лексический материал: предметные и сюжетные картинки разного размера для групповой и индивидуальной работы; пособия для формирования фонематических процессов, правильного звукопроизношения, грамматического строя речи, фонематических процессов.
В группе на стене и в удобно расположенных шкафах находятся также пособия для обучения грамоте: навесная азбука, кассы букв и слогов, пеналы со схемами слов и предложений, звуковые линейки, кубики с буквами, пластмассовые буквы, буквари для чтения, карточки и фишки для звукового анализа. Имеются и разнообразные пособия для развития неречевых процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, много материала для формирования функции обобщения, картинки для выстраивания логических цепочек. Для развития неречевых процессов также используются разнообразные яркие игрушки, в том числе мягкие; дидактические пособия и мелкий раздаточный материал; звучащие и поющие музыкальные игрушки для развития слуховых ощущений.
Развитие речи и преодоление речевого недоразвития предполагает развитие дыхания и голоса, для чего в группе имеются наборы султанчиков, вертушек, искусственных цветов, есть емкости для воды и игрушки для поддувания: бумажные кораблики, мелкие легкие предметы, легкие птички на ниточке. Для развития мелкой моторики педагогами группы используются различные виды кнопочной, геометрической мозаики, трафареты и шаблоны разной сложности, игровые пособия со шнуровкой, наборы крупных бусин для нанизывания, счетные палочки в пеналах для выкладывания разных узоров, наборы мелких плоскостных предметов (грибы, шишки, яблоки, груши) с отверстиями для продевания нитки или узкой ленты.
Сухомлинский о целях, задачах и принципах воспитания
Педагог трактовал воспитание как процесс реализации неотъемлемо присущих ребенку врожденных свойств, спонтанных реакций и импульсов. Вместе с тем большое значение он придавал и специально организованному воспитывающему социуму. В 1950-е гг. В.А. Сухомлинский разработал продуктивные пути соединения ...
Стадии дидактической игры
Дидактическую игру условно разделяют на несколько стадий. Для каждой характерны определенные проявления детской активности. Знание этих стадий необходимо воспитателю для правильной оценки эффективности игры. Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Воз ...
Воспитание самостоятельности детей старшего
дошкольного возраста в процессе ручного труда
Цель формирующего этапа эксперимента – организация работы по воспитанию самостоятельности у дошкольников старшего возраста в процессе ручного труда. На основе результатов полученных нами на констатирующем этапе нашего исследования, мы отметили необходимость развития самостоятельности дошкольников. ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.