Педагогика и образование » Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста » Исследование уровня сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Исследование уровня сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Данное исследование проводилось на базе МБДОУ «Миляшкай» с.Муслюмово Муслюмовского района РТ. В исследовании участвовали 26 детей экспериментальной группы и 26 детей контрольной группы, и их родители. В экспериментальной группе мы проводили методики и определили уровень самостоятельности, а в контрольной группе мы проводили дополнительную работу, как с детьми, так и с их родителями для повышения уровня самостоятельности у детей и повышения отношений родителей к самостоятельности детей.

При составлении диагностического комплекса мы выбирали из большого количества методик те, которые, с нашей точки зрения, наиболее информативны и вместе с тем, достаточно удобны и просты, для того, чтобы часть методик могла использоваться воспитателями, не обладающими психологическими навыками и умениями.

Также мы учитывали то, что развитие самостоятельности зависит от уровня сформированности эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам, так как самостоятельность формируется как нравственное качество, которое связано с воспитанием у детей способности управлять своим поведением проявлять полезную инициативу, настойчивость в достижении цели и результата деятельности, его уровня мышления, которое отвечает за умение решать новые задачи, ориентироваться в новой ситуации, который влияет на сформированность уровня самостоятельности.

В дальнейшем мы предположили, что уровень самостоятельности старшего дошкольного возраста можно выявить в процессе продуктивной деятельности детей (конструировании, лепки, аппликации).

Методики подбирались таким образом, чтобы их выполнение не занимало много времени и, чтобы материал был наглядным и интересным для ребенка.

Тест – опросник родительского отношения (ОРО), разработанный А.Я. Варга, В.В. Столиным. 61 вопрос опросника составляет пять следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения.

В дальнейшем наше исследование было направлено на то, что развитие самостоятельности зависит от уровня сформированности эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам, его уровня мышления и на выявление уровня самостоятельности детей дошкольного возраста в процессе конструирования, лепки, аппликации.

Методика «Сюжетные картинки», Е.О. Смирновой, Р.Р. Калининой.

Методика предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.

Описание теста

Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.

Инструкция к тесту

Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему. Стимульный материал (Приложение 3).

Обработка результатов теста

Обработка предложена Р.Р.Калининой.

0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.

Методика «Четвертый лишний»

Позволяет выделить уровень развития понятийного мышления, умения оперировать образами предметов и способность отнесения их к определенному классу понятий.

Испытуемому предлагается 5 карточек, на каждой из которых изображено по 4 разных предмета. Инструкция: внимательно посмотрите на каждую карточку. Вам нужно определить, какой из изображенных на карточке 4-х предметов лишний, т.е. не подходит к группе трех предметов объединенных каким-то общим признаком.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Общественное воспитание
Англичанам присущ практический подход к морально-этическим проблемам. Другими словами, им свойственно вкладывать сугубо практический смысл ...

Исторические предпосылки возникновения игры
Игра – великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития. Игра возникает в ходе историческог ...

Упражнения и задания для формирования ритмико-интонационных навыков
В связи с речевым характером навыков при обучении интонации необходимо использовать условно-коммуникативные упражнения на рецепцию и репрод ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru