В процессе художественно-трудовой деятельности необходимо не только развивать у школьников эстетическое чувство, идейно-эмоциональное отношение к действительности и искусству, но и формировать нравственно-эстетическое отношение к жизни и труду, развивать лучшие нравственные черты. Красивое оформление учебного помещения, чистота и порядок в нём, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Всё это дисциплинирует ребят, способствует повышению культуры их труда и творческой активности.
Эстетическое воспитание учащихся в образовательной области "Технология" протекает успешно, если идеи морали и красоты постоянно пронизывают трудовую деятельность учащихся и способствуют накоплению у них практического опыта, развитию творческих сил и способностей, формируют интерес к труду "по законам красоты".
Основным условием эстетического воспитания в образовательной области "Технология" является: практическая деятельность, организация которой, предлагает формирование у школьников представлений и понятий о прекрасном в труде, его результатах, в отношениях между участниками трудовых дел; воспитание эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости; наличие коллективной творческой деятельности.
В целях эстетического воспитания в процессе обучения учащихся в образовательной области "Технология" необходимо:
- во-первых, знакомить учащихся с передовой техникой, современными технологическими процессами и передовым производством. Это мотивирует школьников к ценностно-ориентированному отношению к трудовой деятельности;
- во-вторых, вовлекать в трудовую деятельность как можно больше учащихся. Это будет способствовать расширению кругозора у учащихся развитию их творческих способностей;
- в-третьих, деятельность трудовых ученических коллективов состоит в том, чтобы они помогали педагогам в формировании общественного мнения учащихся, участвовали в решении задач по трудовому воспитанию и профессиональной ориентации. Формы трудовых объединений необходимо выбирать с учетом местных условий и возможностей. Физический труд, в сочетании с культурным досугом будет способствовать воспитанию высоких моральных качеств, здоровых потребностей;
- в-четвертых, сочетать общественно-полезный труд с техническим творчеством и опытнической работой, охраны природы, изучение родного края, трудовых традиций. В активном труде формируется сознание собственной ценности его результатов, постигается красота преобразующей деятельности.
Для того чтобы, стать обучающим и воспитывающим, труд должен быть не только эффективным и производительным, но и нести в себе моральное удовлетворение, вызывать эстетические чувства. Трудовая деятельность обязательно должна раскрываться как радость и красота, иначе она может превратиться в тягость и обузу. Вместе с тем необходимо помнить, что воспитание у школьников отношения к труду как явлению эстетическому следует идти от нужд общества, от необходимости труда к раскрытию и созданию красоты в нём.
Для того чтобы обнаружить перед школьниками красоту труда, необходимо труд, в котором они участвуют, педагогически организовать.
Организация труда должна быть системной и обязательно предусмотреть ряд элементов. Первое - цель труда или, как говорят психологи, установка. Труд, организованный в педагогических целях, нельзя представить себе вне общественных целей и мотивов. Что же касается производительного труда школьников, то его цель не только в производстве общественно-полезного продукта или исполнении общественно - полезной работы, но и в одновременном воспитании и обучении, в показе общественной ценности труда, в привитии школьникам трудовых умений и навыков, в развитии личностных качеств, необходимых для общения в коллективе.
Вторым важнейшим элементом системы производительного труда школьников является его содержание и процесс, при организации которых, необходимо выделить такие педагогически важнейшие элементы, как наличие требований к творческому потенциалу личности школьника, посильность труда, четкость, ритмичность, оформленность его организации. Третий элемент, входящий в систему - результат труда. В результате труда, в опосредованном виде находят своё воплощение и цель трудовой деятельности, и организация, и творческие стремления личности. По результату труда можно судить о его организации и степени эстетического развития личности.
Развитие творческого воображения и формирование
способности к наглядному моделированию на познавательных играх-занятиях
Изучая особенности смыслообразования психолог В.К. Вилюнас обнаружил что личностные смыслы существуют в двух формах: эмоционально-непосредственной и вербализованной (словесной). Вербализованная форма ‑ это осознание обозначение того, что придаёт смысл ситуации; эмоционально-непосредственная & ...
Основные направления коррекционно-логопедической работы
Важным является мнение О.Е. Грибовой о том, что методика коррекционной работы, особенно в случае грубого недоразвития речи, должна быть направлена на формирование базы или основания языковой системы. В основе коррекции должны лежать виды работ, способствующие формированию познавательной сферы и сем ...
Определение уровня развития диалогической речи у детей шестого года жизни с
общим недоразвитием речи
В процессе анализа результатов констатирующего эксперимента была получена развернутая характеристика количественных и качественных особенностей формирования диалогического высказывания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня. Результаты констатирующего этапа исследования ур ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.