Педагогика и образование » Содержание, формы и методы эстетического воспитания учеников 5-9 классов на занятиях технологии кулинарии » Педагогические условия организации эстетической воспитательной среды в процессе обучения учащихся 5-7 классов на занятиях технологии кулинарии

Педагогические условия организации эстетической воспитательной среды в процессе обучения учащихся 5-7 классов на занятиях технологии кулинарии

Страница 6

Возникающие в процессе труда отношения являются производной от его целей, процесса, результатов и вместе с тем самостоятельным, четвертым элементом системы трудового и эстетического воспитания. Отношения и зависимости, возникающие в системе производительного труда школьников, являются важнейшим каноном формирования личностных качеств учащихся. С педагогической точки зрения главным результатом процесса труда школьников, является развитие и формирование человеческих качеств личности: трудолюбия, взаимопомощи, целеустремлённости, творческого подхода к делу, умения жить и трудиться в коллективе и для коллектива.

Результат трудовой деятельности выражается в законченности предмета. Человек, что бы он ни делал, всегда стремится к красоте. И не случайно высококвалифицированных работников называют мастерами, артистами своего дела, а их продукцию - шедеврами.

Школьнику нужно буквально открыть: всё, что делает человек, имеет свою форму, композицию, цвет, линию, и поэтому всё то, что делает он сам, может быть красивым и некрасивым, прекрасным или безобразным. Любой предмет и любая поделка имеет для человека не только потребительскую, но и духовную, эстетическую ценность. Оформляя результат труда, человек должен думать не только о том, удобна ли данная вещь, но и о том, как она выглядит. Всё - от сложнейшего станка, самолета и ракеты, до зубной щетки может либо привлекать, либо манить к себе, возбуждать желание иметь эту вещь, либо вызывает неприятие, отвращение и отталкивать. Поэтому одна из важнейших задач трудового, одновременно с эстетическим, воспитание состоит в том, чтобы учить не только навыкам добротного исполнения предмета, но и чувству формы, сочетанию цветов, композиции, симметрии. Закон единства труда и красоты состоит в том, что это не два искусственно соединяемых процесса, а две органически взаимосвязанные стороны. Стремясь сделать вещь добротнее, компактнее, экономичнее, человек делает её эстетичнее. Вместе с тем, продумывая исполнение вещи по "законам красоты", стремясь сделать её эстетичнее, человек отбрасывает всё лишнее, ищет более совершенные формы, делает её удобнее в эксплуатации. То есть преподаватель технологии мастер, наставник, организатор трудовой деятельности детей ответственен не только за обучение навыку, но и за развитие его творческого, эстетического чувства, за пониманием ребёнком гармонии, процессов творческого труда и эстетического творчества. Сам процесс труда может быть иногда нелёгким и требующим больших волевых усилий. И тогда в качестве стимула деятельности может проявить себя стремление к творчеству, образ прекрасного, который предстоит воплотить в жизнь.

Педагогически целесообразно и важно сравнивать, сопоставлять и анализировать результаты труда школьников. Очень важно, чтобы в оценке изделий, разных трудовых дел участвовали сами учащиеся. Сам факт самооценки, критики не только развивает самостоятельность личности, но и учит больше и глубже видеть конечный продукт труда с эстетической точки зрения. Учителю же такая оценка и самооценка нужна не для того, чтобы сказать, что один школьник делает хорошо, а другой - плохо. Она нужна, чтобы у каждого найти что - то хорошее, стимулировать его творческое начало, каждому подсказать с позиции большого опыта и знаний, что можно было сделать лучше и краше.

Чтобы породить нравственно - эстетическое отношение в среде школьников, активно влиять на их личностные качества, трудовой процесс должен представлять собой единую, целостную, практически четко и эстетически последовательно - организованную систему, являющуюся органической частью комплекса идейно - политического и нравственного воспитания.

Личность формирует свои качества в процессе деловых и коллективных отношений, а отношения улучшаются в результате совершенствования личности. Личность только тогда проявляется красотой своих качеств, когда она высвечивается красотой коллективных отношений. Чем совершеннее отношения, тем ярче проявляется в них личность. Чтобы труд по характеру своих деловых и нравственно - эстетических отношений был воспитательно эффективен, учитель в качестве цели воспитания одновременно должен рассматривать и коллектив и личность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Особенности психического развития детей с умственной отсталостью
Во вспомогательной школе обучаются и воспитываются умственно отсталые дети. Под умственной отсталостью понимается стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга. Традиционно считалось, что умственная отсталость - результат органического ...

Внедрение программ социально-педагогической направленности
В марте 1995 года Постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Типовое положение – главный нормативно-регулирующий документ, утверждающий основы деятельности и управления особого типа образовател ...

Методики диагностики детских интеллектуальных способностей: от теории – к практике
Проблема выявления уровня одаренности детей актуализируется с момента их поступления в школу. Как известно, набор в первые классы объявляется весной, но часто затягивается до сентября. Ни администрация, ни учителя не знают точно всех детей, которые начнут обучение в I классе. Это явление объективно ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0147