Возникающие в процессе труда отношения являются производной от его целей, процесса, результатов и вместе с тем самостоятельным, четвертым элементом системы трудового и эстетического воспитания. Отношения и зависимости, возникающие в системе производительного труда школьников, являются важнейшим каноном формирования личностных качеств учащихся. С педагогической точки зрения главным результатом процесса труда школьников, является развитие и формирование человеческих качеств личности: трудолюбия, взаимопомощи, целеустремлённости, творческого подхода к делу, умения жить и трудиться в коллективе и для коллектива.
Результат трудовой деятельности выражается в законченности предмета. Человек, что бы он ни делал, всегда стремится к красоте. И не случайно высококвалифицированных работников называют мастерами, артистами своего дела, а их продукцию - шедеврами.
Школьнику нужно буквально открыть: всё, что делает человек, имеет свою форму, композицию, цвет, линию, и поэтому всё то, что делает он сам, может быть красивым и некрасивым, прекрасным или безобразным. Любой предмет и любая поделка имеет для человека не только потребительскую, но и духовную, эстетическую ценность. Оформляя результат труда, человек должен думать не только о том, удобна ли данная вещь, но и о том, как она выглядит. Всё - от сложнейшего станка, самолета и ракеты, до зубной щетки может либо привлекать, либо манить к себе, возбуждать желание иметь эту вещь, либо вызывает неприятие, отвращение и отталкивать. Поэтому одна из важнейших задач трудового, одновременно с эстетическим, воспитание состоит в том, чтобы учить не только навыкам добротного исполнения предмета, но и чувству формы, сочетанию цветов, композиции, симметрии. Закон единства труда и красоты состоит в том, что это не два искусственно соединяемых процесса, а две органически взаимосвязанные стороны. Стремясь сделать вещь добротнее, компактнее, экономичнее, человек делает её эстетичнее. Вместе с тем, продумывая исполнение вещи по "законам красоты", стремясь сделать её эстетичнее, человек отбрасывает всё лишнее, ищет более совершенные формы, делает её удобнее в эксплуатации. То есть преподаватель технологии мастер, наставник, организатор трудовой деятельности детей ответственен не только за обучение навыку, но и за развитие его творческого, эстетического чувства, за пониманием ребёнком гармонии, процессов творческого труда и эстетического творчества. Сам процесс труда может быть иногда нелёгким и требующим больших волевых усилий. И тогда в качестве стимула деятельности может проявить себя стремление к творчеству, образ прекрасного, который предстоит воплотить в жизнь.
Педагогически целесообразно и важно сравнивать, сопоставлять и анализировать результаты труда школьников. Очень важно, чтобы в оценке изделий, разных трудовых дел участвовали сами учащиеся. Сам факт самооценки, критики не только развивает самостоятельность личности, но и учит больше и глубже видеть конечный продукт труда с эстетической точки зрения. Учителю же такая оценка и самооценка нужна не для того, чтобы сказать, что один школьник делает хорошо, а другой - плохо. Она нужна, чтобы у каждого найти что - то хорошее, стимулировать его творческое начало, каждому подсказать с позиции большого опыта и знаний, что можно было сделать лучше и краше.
Чтобы породить нравственно - эстетическое отношение в среде школьников, активно влиять на их личностные качества, трудовой процесс должен представлять собой единую, целостную, практически четко и эстетически последовательно - организованную систему, являющуюся органической частью комплекса идейно - политического и нравственного воспитания.
Личность формирует свои качества в процессе деловых и коллективных отношений, а отношения улучшаются в результате совершенствования личности. Личность только тогда проявляется красотой своих качеств, когда она высвечивается красотой коллективных отношений. Чем совершеннее отношения, тем ярче проявляется в них личность. Чтобы труд по характеру своих деловых и нравственно - эстетических отношений был воспитательно эффективен, учитель в качестве цели воспитания одновременно должен рассматривать и коллектив и личность.
Возрастные особенности детей шестого года жизни
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Дети шестого года жизни способны осознавать свое положение в обществе сверстников и взрослых, проявляют интерес к другим ...
Процесс слушания музыки как средство развития эстетических и нравственных
качеств личности
В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека. В более узком смысле музыкальное вос ...
Методика восстановления речи при семантической афазии по М. К. Бурлаковой
М. К. Бурлакова отмечает, что для семантической афазии характерно как нарушение произвольного нахождения названий предметов, бедность словаря и синтаксических средств выражения мысли, так и трудности в понимании сложных логико-грамматических конструкций. Эти больные достаточно активны в процессе пр ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.