Педагогика и образование » Содержание, формы и методы эстетического воспитания учеников 5-9 классов на занятиях технологии кулинарии » Педагогические условия организации эстетической воспитательной среды в процессе обучения учащихся 5-7 классов на занятиях технологии кулинарии

Педагогические условия организации эстетической воспитательной среды в процессе обучения учащихся 5-7 классов на занятиях технологии кулинарии

Страница 7

Отношения детей в коллективном труде постоянно совершенствуются тогда, когда, во-первых, чётко обозначена перспектива труда, всем хорошо известно, что и для чего делается, когда результат труда общественно полезен и экономически эффективен, когда труд тесно связан с жизнью. Сознание важности и общественной значимости дела рождает сознание его необходимости и ответственности. Во-первых, красота отношений рождается в чёткой организации труда. Чётко организованная система труда школьников воспитывает эстетически развитую личность. Если организация труда отсутствует, труд аритмичен, возникают простои, а на брак не обращается внимание, воспитывается безалаберность, безответственность, примитивные эстетические вкусы и представления, эстетическая слепость и глухота. Происходит распад отношений с одновременным распадом личности. Школьники перестают вовремя являться к рабочему месту, исчезают в рабочее время, на взывания к совести отмахиваются, делают всё "спустя рукава", отбывая трудовую повинность. В условиях таких отношений процветает разгильдяйство, у ребят развивается лень, стремление к праздности. Чёткая организация дела, строгое выполнение единых требований, строгий режим и учёт сделанного - всё это рождает отношения взаимной требовательности и коллективной ответственности, организованность и дисциплину, творческую устремлённость и дружескую взаимопомощь.

Товарищеские, дружные отношения становятся на прочный фундамент коллектива - трудовых деловых отношений. Красота организации труда и чёткость трудовых дел укрепляют в школьнике лучшие личностные качества, рождают нравственную красоту личности. Весь смысл педагогической организации труда как раз в том и состоит, чтобы не только увеличить общественное богатство, и развить у учащихся трудовые навыки и трудолюбие, и, прежде всего, формировать и совершенствовать нравственную красоту личности.

На практике одни педагоги, осуществляя эстетическое воспитание в трудовой деятельности, стремятся пробудить эстетические чувства школьников лишь к педагогическим целям труда. Они говорят о романтике той или иной профессии, о служении людям и обществу. И это конечно важно. Но неразработанность эстетических аспектов других элементов системы производительного труда школьников приводит некоторых учащихся к мысли о труде только как долге или даже жертве. Другие учителя технологии, прекрасные мастера своего дела, считают, что главное - это процесс овладения навыкам, точность и чёткость исполнения. Смотреть на них во время работы - одно удовольствие. Движения их точны, ритмичны, уверены. И ребята заражаются красотой человеческого действия, движения, творчества. Но далеко не все виды и этапы труда чувства прекрасного. Такой функциональный подход порождает у некоторых детей стремление и желание заниматься лишь тем видом труда, который привлекает, эстетически радует своим содержанием, и избегать тех видов, которые обладают малыми эстетическими возможностями. Третьи преподаватели и мастера считают, что основной как утилитарной, так и эстетической целью процесса труда является его конечный результат. Четвёртые педагоги вообще полагают, что процесс труда образуется сам по себе и главное - следить за тем, чтобы ребята помогали друг другу, проявляя заботу и доброту.

Но взаимоотношения школьников в процессе труда являются производной частью организации целостного процесса. Трудовая деятельность школьников не может быть эффективным нравственно - воспитательным средством, если не представляет собой целостной педагогической осмысленной системы. Тем более эстетическое воспитание в труде не возможно лишь с помощью отдельного элемента системы.

Эстетическое воспитание школьников в трудовой деятельности может быть эффективным только в случае комплексного подхода ко всей системе труда в школе. Другими словами, каждый элемент педагогической системы труда учащихся на уроке, в общественно-полезном, производительном труде должен нести эстетическую нагрузку в тесной органической взаимосвязи с другими компонентами системы: цель труда - с его процессом, процесс - с результатом, результат - с личностными отношениями, отношения - с качествами формирующейся личности. При этом необходимо иметь в виду, что красота каждого элемента системы трудового процесса не есть какой - то особый абстракт красоты, присущий этому элементу. Правильно понять и педагогически эффективно использовать красоту каждого элемента системы труда школьников в их единстве, можно лишь одновременно раскрывая прекрасное всех элементов трудового процесса, их идейно - политическое и нравственное значение. Любая трудовая деятельность школьников, ее цель, процесс и результат должны сопровождаться стремлением к красоте, венчаться ею и доставлять эстетическое наслаждение. Учебный, общественно-полезный, производительный труд - во всём нужно разбудить у учащихся потребность в прекрасном и необходимость творчества, "по законам красоты". При этом стремление к красоте должно выступать не только как стремление к эстетическому наслаждению, но и как желание изготовить вещь высокого качества, неотъемлемой частью которой является красота. Таким образом, воспитание стремления к прекрасному в труде есть задача не только эстетического, но и производственного, экономического воспитания, формирования стремления к высшему качеству, наиболее искусному и совершенному исполнению любого дела.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Экскурсия как форма ознакомления школьников с окружающим миром
Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней поможет метод целевых экскурсий в природу. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной приро ...

Участие семьи в коррекции речевого развития ребенка
Развитие речи происходит в тесной взаимосвязи с формированием всех психических процессов. Общение с окружающими и разнообразный практический опыт ребенка с самого начала опосредованы языком. Ребенок с отставанием в развитии речи нуждается в особом подходе. В первые годы жизни любое отклонение в раз ...

Методы развития и оценки координационных способностей
Для развития КС детей школьного возраста используют разнообразные методы. Первыми из них следует назвать методы строго регламентированного упражнения (или сокращенно - методы упражнения), основанные на двигательной деятельности. Эти методы используют в различных вариантах. Их разнообразие зависит о ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0208