Отношения детей в коллективном труде постоянно совершенствуются тогда, когда, во-первых, чётко обозначена перспектива труда, всем хорошо известно, что и для чего делается, когда результат труда общественно полезен и экономически эффективен, когда труд тесно связан с жизнью. Сознание важности и общественной значимости дела рождает сознание его необходимости и ответственности. Во-первых, красота отношений рождается в чёткой организации труда. Чётко организованная система труда школьников воспитывает эстетически развитую личность. Если организация труда отсутствует, труд аритмичен, возникают простои, а на брак не обращается внимание, воспитывается безалаберность, безответственность, примитивные эстетические вкусы и представления, эстетическая слепость и глухота. Происходит распад отношений с одновременным распадом личности. Школьники перестают вовремя являться к рабочему месту, исчезают в рабочее время, на взывания к совести отмахиваются, делают всё "спустя рукава", отбывая трудовую повинность. В условиях таких отношений процветает разгильдяйство, у ребят развивается лень, стремление к праздности. Чёткая организация дела, строгое выполнение единых требований, строгий режим и учёт сделанного - всё это рождает отношения взаимной требовательности и коллективной ответственности, организованность и дисциплину, творческую устремлённость и дружескую взаимопомощь.
Товарищеские, дружные отношения становятся на прочный фундамент коллектива - трудовых деловых отношений. Красота организации труда и чёткость трудовых дел укрепляют в школьнике лучшие личностные качества, рождают нравственную красоту личности. Весь смысл педагогической организации труда как раз в том и состоит, чтобы не только увеличить общественное богатство, и развить у учащихся трудовые навыки и трудолюбие, и, прежде всего, формировать и совершенствовать нравственную красоту личности.
На практике одни педагоги, осуществляя эстетическое воспитание в трудовой деятельности, стремятся пробудить эстетические чувства школьников лишь к педагогическим целям труда. Они говорят о романтике той или иной профессии, о служении людям и обществу. И это конечно важно. Но неразработанность эстетических аспектов других элементов системы производительного труда школьников приводит некоторых учащихся к мысли о труде только как долге или даже жертве. Другие учителя технологии, прекрасные мастера своего дела, считают, что главное - это процесс овладения навыкам, точность и чёткость исполнения. Смотреть на них во время работы - одно удовольствие. Движения их точны, ритмичны, уверены. И ребята заражаются красотой человеческого действия, движения, творчества. Но далеко не все виды и этапы труда чувства прекрасного. Такой функциональный подход порождает у некоторых детей стремление и желание заниматься лишь тем видом труда, который привлекает, эстетически радует своим содержанием, и избегать тех видов, которые обладают малыми эстетическими возможностями. Третьи преподаватели и мастера считают, что основной как утилитарной, так и эстетической целью процесса труда является его конечный результат. Четвёртые педагоги вообще полагают, что процесс труда образуется сам по себе и главное - следить за тем, чтобы ребята помогали друг другу, проявляя заботу и доброту.
Но взаимоотношения школьников в процессе труда являются производной частью организации целостного процесса. Трудовая деятельность школьников не может быть эффективным нравственно - воспитательным средством, если не представляет собой целостной педагогической осмысленной системы. Тем более эстетическое воспитание в труде не возможно лишь с помощью отдельного элемента системы.
Эстетическое воспитание школьников в трудовой деятельности может быть эффективным только в случае комплексного подхода ко всей системе труда в школе. Другими словами, каждый элемент педагогической системы труда учащихся на уроке, в общественно-полезном, производительном труде должен нести эстетическую нагрузку в тесной органической взаимосвязи с другими компонентами системы: цель труда - с его процессом, процесс - с результатом, результат - с личностными отношениями, отношения - с качествами формирующейся личности. При этом необходимо иметь в виду, что красота каждого элемента системы трудового процесса не есть какой - то особый абстракт красоты, присущий этому элементу. Правильно понять и педагогически эффективно использовать красоту каждого элемента системы труда школьников в их единстве, можно лишь одновременно раскрывая прекрасное всех элементов трудового процесса, их идейно - политическое и нравственное значение. Любая трудовая деятельность школьников, ее цель, процесс и результат должны сопровождаться стремлением к красоте, венчаться ею и доставлять эстетическое наслаждение. Учебный, общественно-полезный, производительный труд - во всём нужно разбудить у учащихся потребность в прекрасном и необходимость творчества, "по законам красоты". При этом стремление к красоте должно выступать не только как стремление к эстетическому наслаждению, но и как желание изготовить вещь высокого качества, неотъемлемой частью которой является красота. Таким образом, воспитание стремления к прекрасному в труде есть задача не только эстетического, но и производственного, экономического воспитания, формирования стремления к высшему качеству, наиболее искусному и совершенному исполнению любого дела.
Критерии оценки эффективности процесса реализации социально-педагогического
потенциала учреждения дополнительного образования
Дополнительное образование характеризуется как процесс освоения добровольного избранного человеком вида деятельности или области знаний, выходящих за рамки стандарта обязательного (общего, начального, среднего или высшего профессионального) образования. Таким образом, дополнительное образование – э ...
Планы уроков по технологии
План урока №1 Тема: Курица фаршированная Класс: 8 Время: 45 мин. Образовательные цели - учащиеся должны усвоить следующие знания: 1. Ознакомить учащихся с технологией приготовления курицы фаршированной; 2. Рассказать о технике безопасности при готовке блюда. Развивающие цели - учащиеся должны разви ...
Методика изучения методов руководства театрализованными
играми
Методы и методология исследования: Анализ литературных источников; Педагогический эксперимент: констатирующий этап; формирующий этап; констатирующий. 3. Математическая обработка данных. Экспериментальное исследование проводилось на базе Детского центра развития ребёнка ясли-сад № 15 г. Лида. В иссл ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.