Педагогика и образование » Содержание, формы и методы эстетического воспитания учеников 5-9 классов на занятиях технологии кулинарии » Педагогические условия организации эстетической воспитательной среды в процессе обучения учащихся 5-7 классов на занятиях технологии кулинарии

Педагогические условия организации эстетической воспитательной среды в процессе обучения учащихся 5-7 классов на занятиях технологии кулинарии

Страница 8

Приступая к работе, школьники должны иметь радостную перспективу и установку на труд, на его красоту не только кто больше сделает, но и кто выполнит дело красивее, лучше оформит результаты труда, быстрее приведёт в порядок своё рабочее место. Если трудовая деятельность в коллективе организуется как соревнование, одним из важнейших показателей учёта должна быть красота. Именно она в процессе труда и побуждает детей к творчеству.

Эстетическая ценность конкретной цели трудового задания обеспечивается ещё и постановкой внутренней перспективы для учащихся. Нередко дети далеко не всегда ясно осознают, что даёт трудовая деятельность непосредственно для формирования их личности. А отдача груда велика, и, прежде всего, в том смысле, что труд позволяет ему утвердить себя как личность, чувствовать себя сильным, ловким, умелым, могучим, блеснуть красотой умелого труда. Дети, особенно подростки, очень гордятся каким - либо своим умением, видя в этом своё приближение к взрослости, получая эстетическое удовлетворение. Кроме того, всякий трудовой успех - это победа, это преодоление внешних и внутренних препятствий, преодоление трудностей и собственных слабостей. А это всегда рождает в человеке огромную радость, в том числе и эстетическую. Наконец, приобретая навыки в том или ином деле, свободное владение им, создают самые благоприятные условия для свободного творчества и самовыражения.

Отработанность навыков рождает ловкость в движении, развивает интуицию, умелое распределение и экономию сил, ощущение собственного мастерства, раскованности, уверенности в себе и в своих силах. Такое самоутверждение даёт только труд.

Всё это школьники могут лишь смутно ощущать в себе, не отдавая полного отчёта в происходящем. Именно преподаватель технологии должен раскрыть перед ребёнком таинство соревнования в нём, показать их эстетическую сущность и использовать как дополнительный стимул трудовой деятельности.

Установка на конкретное задание в процессе трудовой деятельности школьников преследует и чисто эстетические цели. Живя в мире красоты, школьник нередко не видит и не слышит её. Красочный мир он зачастую воспринимает в черно-белом изображении именно потому, что у него нет установки на цветное восприятие, а музыку леса или поля не слышит или воспринимает как простой фон, так как не имеет установки на слушание музыки. А между тем видение, ощущение, восприятие красоты мира не только доставили бы ему непосредственное эстетическое удовольствие, но и внесли бы в копилку творческой деятельности новые формы и цвета. Вот почему, давая установку на конкретное трудовое задание, везде, где есть возможность, важно побудить ребёнка к воспитанию в самом себе восприятия виденных им в природе форм, прекрасных тонких сочетаний красок, моделей построения тех или иных сооружений. Помимо непосредственной установки нужно сориентировать школьников на поиски красоты в окружающем мире для накопления зрительных образов, которые могут быть использованы в будущей работе.

Любование красотой природы, действительности, творений рук человеческих, не праздное занятие, а духовная жизнь, проявление величия человеческого духа, побуждающего к труду и творчеству.

Процесс эстетической направленности обучения школьников технологии обработки ткани охватывает интеллектуальную, эмоциональную, волевую, ценностно-ориентированную эстетическую стороны гармоничного формирования личности в труде, результатом которого является создание полезной и красивой вещи. По утверждению В. А. Сухомлинского "красота облагораживает человека лишь тогда, когда он трудится". На уроках технологии, где ставится задача обеспечить единство эстетической и трудовой деятельности учащихся, раскрыть им красоту создаваемой вещи, пути достижения гармонии в композиции одежды за счёт изобразительных, конструкторских и технологических приёмов, сущность бережного отношения к ткани и другим материалам, как предметам природы, показать как использовать художественные образы, заимствованные из прекрасного растительного и животного мира. Это значит использовать на уроках по технологии учения пифагорейцев о гармонии мира и вселенной (5 век до н. э.), общефилософские вопросы природы и искусства Аристотеля (367- 347 г. до н. э.), проблемы государственного подхода к использованию искусства в воспитании и образовании подрастающего поколения Платона (347 г. до н. э.), научные трактаты об этике и эстетике Сократа (470 - 399 г. до н. э.), теории о соотношении природы и искусства Леонардо да Винчи (15 столетие), его закон пропорции и "золотого сечения" и другие бессмертные открытия великих мужей человечества.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Мотивация учения. Классификация мотивов
Учебная мотивация – частный вид мотивации, включенный в деятельность учения, учебную деятельность. Установлено, что учебная деятельность побуждается иерархией мотивов, имеющих разное происхождение и разную психологическую характеристику. Мотив учения - это направленность ученика на различные сторон ...

Сущность понятия «экологическое образование»
Экология возникла в недрах биологии в форме знания о связи живого организма с окружающей природной средой. Представление о необходимости специального изучения связей видов с их природным окружением сложилось, когда пришло понимание того, что живые организмы эволюционируют и что важнейшую, определяю ...

Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме формирования экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира
Формирующий эксперимент был разработан согласно педагогическим условиям гипотезы. На заключительном этапе формирующего эксперимента был проведен контрольный срез. Методика проведения контрольного среза аналогична методике проведения констатирующего эксперимента, но с некоторыми изменениями в содерж ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.0704