Педагогика и образование » Методические аспекты создания и использования интернет-технологий в учебном процессе » Педагогические аспекты создания и использования интернет-технологий в обучении

Педагогические аспекты создания и использования интернет-технологий в обучении

Страница 7

В ходе реализации принципа передаваемости была обнаружена разница в переносе простых и сложных материалов. Если в случае простого учебного материала обычный литературный перевод бывает достаточен для его передаваемости, то в случае сложных материалов для обеспечения их переносимости в другой культурный контекст необходима глубокая переработка всего материала, часто равноценная созданию нового обучающего материала. Поэтому необходимо предварительно исследовать возможности адаптации сложного учебного материала в специфическом социально-культурном окружении, чтобы определить, что является более целесообразным, в том числе с экономической точки зрения, - обеспечить передаваемость уже созданного учебного курса или разработать новый учебный материал, сразу учитывающий конкретный социально-культурный контекст образовательного процесса.

6. Активность обучаемого в образовательном процессе

С педагогической точки зрения аксиомой является то, что учебный процесс будет наиболее эффективен, если ученик является не пассивным элементом этого процесса, а активным деятелем.

Новые информационные технологии предоставляют богатые возможности для реализации принципа активности обучаемого в учебном процессе. Использовать эти возможности наиболее оптимально с точки зрения достижения образовательных целей - это важная задача проектировщиков, разработчиков, авторов учебных курсов, основанных на современных компьютерных и коммуникационных технологиях.

Особое значение приобретает принцип активности обучения в дистанционном образовании. В этом случае обучаемый основную часть времени находится на большом расстоянии от преподавателя, и коммуникация происходит посредством учебных материалов в электронном виде. То, что преподаватель непосредственно не контактирует с обучаемым в ходе почти всего учебного процесса, часто приводит к тому, что в качестве одной из центральных проблем дистанционного образования рассматривается проблема организации надлежащего контроля над ходом освоения учеником учебного материала. Для решения этой проблемы разрабатывается сложная система методов обучения и контроля, в которой детально регламентируется режим занятий, упражнений, тестирований и т.п. С этой точки зрения удаленность обучаемого от преподавателя и соответственно его значительная независимость рассматриваются как основные неудобства дистанционного образования, которые должны быть преодолены путем детальной специальной разработки обучающей среды.

Однако в последнее время все чаще отстаивается другой взгляд на данные особенности дистанционного образования. Независимость обучаемого от преподавателя с этих позиций рассматривается не как зло, которое нужно по возможности устранить или хотя бы уменьшить, а как ценный источник повышения качества образования. Независимость обучаемого, его автономия рассматривается как значительный потенциал для усиления роли учащегося в определении целей обучения, осуществлении своих учебных программ и оценивании достигнутых результатов.

Таким образом, оценка независимости обучаемого в ходе дистанционного образования меняется на противоположную. Вместо представлений о довольно пассивных учениках, которых обучают с помощью чрезвычайно изощренных преподавательских средств, развивается концепция дистанционного образования как открытого партнерства учителей и самостоятельно обучающихся учеников, которые во многом сами направляют и контролируют свой учебный процесс.

Эта концепция представляет собой реализацию принципа активности обучения применительно к дистанционному образованию.

Она исходит из того, что разные ученики имеют различные способности для принятия решений относительно своего собственного обучения, и что преподаватели, разработчики учебных программ дистанционного образования должны учитывать и использовать это. Способность и стремление обучаемого разрабатывать свой личный учебный план, находить источники для обучения в своей работе, жизни, общественном окружении, самому выносить оценку того, насколько он достиг стоящих перед ним целей обучения - все это рассматривается не как помехи в спокойно управляемой, контролируемой преподавателем системе, а как мощная сила, которую разработчики учебных программ должны использовать для качественного изменения хода учебного процесса, повышения его эффективности.

Активность обучаемого в этой концепции дистанционного образования рассматривается как существенно необходимый, важный принцип обучения. Преподаватели стремятся всячески поддержать и поощрить эту активность настолько, насколько это возможно в каждом конкретном случае. Оказывается, что разрабатывать учебные программы дистанционного образования на базе принципа активности обучаемого гораздо сложнее, чем подготовить жестко контролируемые преподавателем учебные курсы. Однако это осознается сейчас как принципиально необходимая характерная черта дистанционного образования.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Принципы государственной политики в области образования
Образование сегодня является одним из средств решения важнейших проблем не только общества в целом, но и отдельных индивидов. Как и в любом ...

Особенности высоких интеллектуальных технологий обучения
К числу интеллектуальных образовательных технологий можно отнести интенсивные, креативные и высокие технологии обучения. "Термин " ...

Воспитание трудолюбия на уроках естествознания в начальной школе
Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной д ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru