Педагогика и образование » Формирование связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью » Исследование познавательного и речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью

Исследование познавательного и речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью

Страница 3

Перенесенные заболевания: коньюгационная желтуха, ОРЗ, ветряная оспа, острый бронхит.

Социальный статус: родители раннее обучались в школе восьмого вида, с диагнозом умственная отсталость легкой степени.

Для проведения констатирующего эксперимента мы использовали комплекс методик Е.А. Стребелевой. Эти методики направлены на изучение уровней познавательного и речевого развития детей семи лет. Они позволяют определить основные параметры познавательного и речевого развития ребенка: принятие задания, способы его решения, обучаемость во время диагностического обследования, отношение к результату своей деятельности, имеют набор наглядного и диагностического материала, просты в применении и интерпретировании в соответствии с критериями и шкалой оценки.

Исследование познавательного развития детей позволяет обнаружить отклонения и определить стратегию коррекционного воздействия.

Используемый комплекс методик позволяет осуществлять контроль за ходом психического развития детей, воспитывающихся и обучающихся в различных условиях, и своевременно выявлять неблагоприятные факторы, влияющие на формирование их психики. Такой подход направлен на коррекцию познавательной деятельности, личностных качеств и готовность к школьному обучению.

Диагностика познавательного развития показывает реальные достижения ребенка, сложившиеся в ходе воспитания и обучения. При этом следует иметь в виду, что в случаях серьёзных недостатков в умственном развитии необходимо применить не только метод психолого- педагогического эксперимента, но и другие методы: изучение истории развития ребенка; наблюдение за поведением и игрой. В более сложных случаях требуется клиническое, нейрофизиологическое, патопсихологическое изучение ребенка.

Специфика методики Стребелевой Е.А. заключается в системном анализе явлений детского развития.

Прежде чем начинать беседу с ребенком, дали ему осмотреться. Разговаривали с детьми доверительно, неофициально. В случае затруднений в выполнении задания ребенка подбадривали, не проявляли недовольство ответом. Первое задание в обследовании носило невербальный характер.

1. СЛОЖИ (разрезная картинка «Клоун»). Задание направлено на выявление уровня развития интереса к познавательным задачам, установления сотрудничества с незнакомым взрослым в незнакомой обстановке, выявления уровня развития целостного восприятия предметного изображения.

Оборудование: две картинки с изображением клоуна, одна из них разрезана на пять частей.

Наглядный материал: набор №1, рис.69, 70

Семен, Наталья и Максим после словесной инструкции и предварительного обучения задание приняли, но складывали картинку, не ориентируясь на целостность изображения даже после показа образца.

Семь остальных учеников не поняли цели задания, в условиях обучения действовали неадекватно. Все дети нуждались в подробном и многократном объяснении задания.

2. Представление об окружающем (беседа). Задание направлено на выявление уровня ориентировки в окружающем мире, запаса знаний о себе и своей семье. Оценивали умение отвечать на заданные вопросы, знания и представления о себе и своей семье, уровень сформированности положительного отношения к школе.

Все обследуемые дети не смогли без нашей помощи и наводящих вопросов составить рассказ о себе и своей семье. Три ребенка получили 3 балла, шесть детей – 2 балла, один ребенок не вступил в речевое общение и получил 1 балл.

3. Представления о временах года. Задание направлено на выявление уровня сформированности представлений о временах года, их последовательности.

Оборудование: четыре сюжетные картинки с изображением специфических явлений природы для каждого времени года.

Наглядный материал: набор №1, рис.59-62 [38]

При обследовании помогали детям соотнести настоящее время года с изображением на картинке, а потом задавали уточняющие вопросы. Все обследуемые ученики не справились самостоятельно с предложенным заданием. Три ученика получили 3 балла; шесть учеников получили 2 балла; один ученик отказался выполнять задание – 1 балл.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Открытие, изобретение, рационализаторское предложение
Результаты научной и методической деятельности могут быть оформлены в виде открытия, изобретения, рационализаторского предложения на основании «Положения об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях» Они засчитываются автору как публикация. Открытие согласно Положению (п. 10) - это ...

Особенности воспитательной работы в советской школе
Образование играло ключевую роль в решении проблем идейно-политического воспитания в государстве. Воспитательные возможности социальных наук осознавались и использовались властью в формировании нового типа личности. Директивы, исходившие «сверху», содержали в себе строгие ориентиры и систему требов ...

Понятия и сущность оценки результатов обучения в компетентностно-ориентированном образовании
В связи с тем, что в сентябре 2003 года Россия присоединилась к Болонской декларации, направленность системы отечественного образования изменилась. Был взят курс на модернизацию этой важной для общества системы. На протяжении большей части советского периода российского образования его компетентнос ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2618