Педагогика и образование » Формирование связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью » Исследование познавательного и речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью

Исследование познавательного и речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью

Страница 6

Анализируя показатели обследованных детей, можно говорить о глубоком недоразвитии их познавательной деятельности. Дети не проявляют интереса к заданиям, с трудом включаются в совместную деятельность со взрослым, не решают познавательных задач, а в условиях обучения действуют неадекватно. Собственная их речь характеризуется наличием отдельных слов или элементарной фразы. Мелкая моторика не развита, нет мотивации к обучению в школе. Все эти нарушения присущи детям, с интеллектуальной недостаточностью. Оценка результатов обследования познавательного развития детей семи лет представлена в приложении 3.

Остановимся подробнее на анализе связной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Обследование связной речи проводили с использованием методики Е.А. Стребелевой.

1. Рассказ по сюжетной картинке.

Первое задание направлено на определение способности ребенка составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы (сюжетная картинка «В лесу»).Задание направлено на выявление уровня развития элементов логического мышления, умений воспринять целостную ситуацию, изображенную на картинке, устанавливать причинно-следственные связи между изображенными объектами и явлениями.

Оборудование: сюжетная картинка.

Наглядный материал: набор № 1, рис. 75.

Предлагаем школьнику рассмотреть сюжетную картинку, а затем составить по ней рассказ. При затруднении задаем наводящие вопросы. Все ученики не смогли составить самостоятельно рассказ, после уточняющих вопросов отвечали правильно.

2. Расскажи сказку. Задание направлено на выявление умения ребенка составлять связное высказывание по знакомому литературному произведению (сказке «Колобок»).

Методика обследования: ребенка просим рассказать сказку «Колобок», при затруднении помогаем ребенку и начинаем рассказывать первыми: «Жили-были дед и баба, замесила баба тесто и слепила колобок. Что было потом?»

Для рассказов всех детей характерны бедность и однообразие фразовой речи – короткие фразы, нарушение синтаксической связи между фразами, недостаточное употребление осложненных и сложных предложений.

3. Перескажи. Задание направлено на выявление умения выделять структурные части высказывания, использовать разнообразные синтаксические конструкции при составлении пересказа.

Методика обследования: ребенку предлагают послушать и запомнить сказку, а затем пересказать.

Фиксируется: умения ребенка выделить структурные части сказки (начало, середину, конец); использовать разнообразные синтаксические конструкции, передавая сюжетную линию; построить связный пересказ.

4. Рассказ по серии сюжетных картинок. Задание направлено на умение составить связный последовательный рассказ по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка».

Оборудование: две сюжетные картинки (на первой – начало действия, на второй – завершение).

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки, разложить их в нужном порядке и составить по ним рассказ.

Фиксируются: умения понять последовательность действий, изображенных на картинках; разложить их в соответствии с логикой сюжета; построить связный рассказ.

5.Рассказ - описание. Предложили мальчикам составить рассказ о машине, девочкам о кукле. В течение нескольких минут даем детям рассмотреть игрушки, а затем они должны составить рассказ. Все обследуемые дети с трудом выполняли предложенное задание. Долго не могли понять, что от них требуется. Все рассказы составлены с использованием наводящих вопросов.

В конце исследования проанализировали полученные результаты.

Результаты исследования связной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью отражены в таблице 2.

Таблица 2 Результаты исследования связной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Уровни вып.задания

1.Рассказ по сюжет. картинке

2.Рассказ по серии сюжетных картинок

3.Расскажи сказку

4.Рассказ описание

5.Пересказ прочитан. сказки

Хороший

Удовлетвор.

Недостаточный

Семён Наталья Максим

Семён Наталья Максим

Наталья Максим

Семён

Максим

Семен

Наталья

Максим

Наталья

Семён

Низкий

Галина Дмитрий Артём Елена

Денис

Сергей

Иван

Галина Дмитрий Артём Сергей

Денис

Елена

Иван

Галина Дмитрий Артём Сергей

Денис

Елена

Иван

Галина

Дмитрий

Артем

Елена

Денис

Сергей

Иван

Галина

Дмитрий

Сергей

Елена

Денис

Иван

Артем

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Цели и задачи воспитания личности в теории Макаренко
В своих литературно-педагогических произведениях А.С. Макаренко делал акцент на роли традиций, обычаев, норм, ценностей, стиля и тона отношений, складывающих­ся в данном коллективе, подчеркивая значение самоуправ­ления воспитанников как решающего фактора воспитатель­ного воздействия на детей. Много ...

Выявление динамики в уровнях сформированности самостоятельности в старшем дошкольном возрасте
Цель контрольного этапа эксперимента - определить изменения в уровнях сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, после проведения формирующего этапа исследования. На заключительном этапе исследования нами использовались те же методики: беседа с воспитателями; анкетиро ...

Животные уголка природы
Беспозвоночные животные. Рассмотрим беспозвоночных животных, которых рекомендуется держать в уголках живой природы детских садов. Начнем с моллюсков — катушки, лужанки и физы, которых целесообразно держать в аквариумах вместе с рыбами. Катушка водится в болотах и прудах. Тело свое она прячет в рако ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0995