После реализации программы корректирующих мероприятий экспериментальная группа показала значительное снижение уровня агрессивности, улучшение самочувствия и настроения, повышение активности.
Это говорит об эффективности разработанной программы и то, что она может быть использована педагогами в практической работе с детьми, у которых наблюдается повышенная агрессивность.
Практическая часть работы проводилась в период социально-педагогической практики в МОУ СОШ №2 г.Купино Новосибирской области.
В рамках данной работы исследование проводилось по направлению: работа с подростками. По другим направлениям: работа с родителями подростков, организация совместной деятельности детей и родителей в соответствии с планом деятельности школы работу осуществляли педагогические работники школы.
Работа проводилась с учениками 9-х классов.
В начале работы над разработкой методики были собраны диагностические материалы, которые позволили бы выявить различные формы девиантного поведения, прежде всего агрессивность детей.
После общего обследования подростков по использованным методикам, было выявлено 10 человек (из них 7 мальчиков и 3 девочки) с агрессивным поведением. Из них у 5 человек агрессивность обусловлена семейными факторами, у 2 человек - низкими интеллектуальными способностями, у 2 человек - школьной дезадаптацией, у 1 человека - с компьютерными играми.
На следующем этапе обследования с целью определения уровня агрессивности для подростков данной группы, совместно с социальным педагогом школы, была проведена диагностика по следующим методикам: тест "Несуществующее животное", опросник Басса-Дарки, методика САН.
Для снижения уровня агрессивности у подростков была разработана и реализована программа социально-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков. Данная программа предназначена для расширения базовых социальных умений детей с агрессивным поведением. Задачи программы:
1. Обучить подростков приёмам общения, стимулируя развитие их коммуникативной культуры.
2. Сформировать умение конструктивно действовать в конфликтных ситуациях.
3. Сформировать мотивацию самовоспитания и саморазвития, обеспечив её необходимыми психологическими ресурсами и средствами.
В рамках программы большое внимание было уделено работе с родителями подростков: родительские собрания, содержащие лекции и тренинги, встречи за круглым столом, встречи родителей со специалистами (психологом, наркологом, врачом терапевтом, инспектором ПДН). Основные задачи работы с родителями:
1) изучить семейную атмосферу ученика, его взаимоотношения с семьей;
2) переключить внимание взрослого с фиксации на негативном поведении ребёнка на собственные неконтролируемые негативные эмоциональные состояния, так как умение взрослого владеть собой является лучшим гарантом адекватного поведения детей;
3) помочь родителям овладеть приёмами конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или погашения уже имеющейся.
4) психолого-педагогическое просвещение родителей.
Третье направление реализации программы – это совместная работа с родителями и детьми: вечера, организация и посещение выставок, спортивные соревнования, экскурсии и др.
После реализации программы была проведена повторная диагностика, которая показала, что удалось добиться снижения уровня агрессивности, улучшение самочувствия и настроения, повышения активности подростков. Подростки стали менее реагировать на раздражители, проявляют спокойствие, нежелание участвовать в конфликтах.
На современном этапе развития общества перед социальной педагогикой появляется ряд задач, связанных с воспитанием подростков с агрессивным поведением. В условиях изменения жизненных ценностей особенно трудно приходится подросткам с ещё не устоявшимися нравственными понятиями. Специфика этого возраста делает подростков чувствительными к различным социальным деформациям и ошибкам в воспитании.
Внеурочные занятия по математики как фактор становления ценностной сферы
личности
Гуманитаризация обучения математики как средство повышения ее ценностного потенциала для подростка Ничем не оправданное выхолащивание математического образования нашей школы на протяжении многих лет внесло свой вклад в снижение уровня общей культуры и воспитанности выпускников школ и, следовательно ...
Технологизация учебно-воспитательного
процесса
Технологизация образования и учебно-воспитательного процесса, в частности, - это объективная тенденция, которая все более активно проявляет себя в школьной практике. Ее объективность обусловлена множеством проблем, которые реально существуют и осознаются как учителями, так и учащимися и их родителя ...
Формирование орфографической зоркости
Работу над орфографической грамотностью следует начинать с орфографической зоркости учащихся. Важно, прежде всего, научить детей ставить перед собой орфографический задачи, а затем уже постепенно учить их решению. Орфографическая зоркость – умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетан ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.