В настоящее время развитию отечественных корпоративных университетов уделяется большое значение: в МГУ успешно функционируют пять корпоративных университетов на правах факультетов по подготовке магистров («Высшая школа журналистики» телекомпаний ОРТ, РТР и НТВ, «Высшая школа экономики», Высшая школа «Система» совместно с ПО «Энергия», нефтяных компаний и др.). В 2008 г. Союзом оборонной промышленности РФ на базе холдинга ФГУП «ПО Уралвагонзавод» создан крупнейший корпоративный университет, в котором более 12 ведущих вузов России, 10 структур академических и отраслевых НИИ, а также промышленных комплексов будут участвовать в образовательных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах.
Для сравнения альтернативных аналогов проанализирован опыт создания корпоративных университетов компаниями «Вымпелком», ЮКОС, холдингом «Северсталь» и др., которые, на наш взгляд, являются учреждениями дополнительного образования или факультетами повышения квалификации, нацеленными на стратегическое развитие корпорации, «внутрифирменное» обучение и не отвечают особенностям университетского образования. В работе сформулированы две версии миссии корпоративного университета в контексте нашего исследования, предполагающие описание его внешнего и внутреннего образа для внешней (надсистемной) и внутренней (подсистемной) деятельности.
На этой основе разработаны организационно-структурная (рис.2) и организационно-содержательная (рис.6) модели корпоративного университета. Исследования выявили, что стратегические цели корпоративного университета определяются его миссией и включают следующие задачи: 1) образовательные программы корпоративного университета должны соответствовать современным тенденциям мирового развития науки, образования, производства и обеспечивать фундаментальную, общенаучную и профессиональную подготовку специалистов «на опережение»; 2) профессорско-преподавательский состав корпоративного университета должен быть представлен ведущими специалистами всех областей знаний, охватываемых образовательной программой; 3) корпоративный университет, являясь высшим учебным заведением соответствующего профиля, имеющий лицензию и государственную аккредитацию на право введения образовательной деятельности, должен быть заинтересованным во внешней оценке качества своей деятельности не только со стороны государственных структур, но и независимых общественно-профессиональных сообществ по аккредитации; 4) содержание образовательных программ корпоративного университета должно строиться в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ и определяться консенсусом всех заинтересованных сторон: личностью, обществом и государством; 5) образовательные программы должны иметь четко сформированные и документированные цели, отличаться междисциплинарностью, модульной структурой и инновационным содержанием; 6) корпоративный университет должен иметь возможность организовывать обучение по индивидуальным планам и маршрутам обучения, с включением в образовательный процесс ведущих российских и зарубежных ученых и практиков соответствующей отрасли; 7) предполагается, что корпоративный университет должен быть способен обеспечить стопроцентное распределение своих выпускников и гарантировать сокращение временного ресурса адаптации специалистов на рабочем месте; 8) корпоративный университет должен иметь возможность заключать договорные отношения с промышленными предприятиями, академическими и отраслевыми НИИ, другими организациями с различными формами собственности в соответствии с федеральными законами РФ, регламентирующими совместное использование финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов целевой подготовки специалистов
Таким образом, нами определена главная цель, основные задачи, организационная структура, основные фазы, этапы, стадии, объекты и субъекты, источники ресурсного обеспечения и планируемые результаты инновационной деятельности корпоративного университета, а также его образовательная маркетинговая стратегия, стратегия коммуникаций, трансфер инновационных технологий, вариативные формы функциональной взаимосвязи субъектов науки, производства и образования в рамках отраслевой корпорации.
Разработка программных средств для изучения темы MS Office
Разработка заданий для MS Word. В данной главе приведены примеры практических заданий, которые можно использовать при изучении дополнительных возможностей текстового процессора Word. Задания разработаны как дополнение к существующим методикам обучения и призваны пополнить базу данных для учителей и ...
Лингвистическая компетенция как одна из составляющих иноязычной
коммуникативной компетенции
Образовательный стандарт, то есть обязательный минимум содержания образования, ориентируется на цели, которые ставятся перед той или иной учебной дисциплиной. У большинства учебных предметов, преподаваемых в школе, основной целью является передача накопленных человечеством знаний о природе, обществ ...
Сущность понятия готовности ребенка к школьному обучению
На современном этапе перехода учреждений образования на обучение детей с 6-летнего возраста, особое значение приобретает обеспечение готовности к школьному обучению. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во мно ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.